СКВЕРНА В СЕРДЦЕ — ЭТО ЖЕЛАНИЯ, НЕСОВМЕСТИМЫЕ С ПРЕДАННОСТЬЮ.

Посредством этой игры [уборки храма Гундича — прим. ред.] джагад-гуру Шриман Махапрабху учит, что если удачливая душа желает усадить Кришну на алтарь своего сердца, то она прежде всего должна очистить сердце от всей скверны. Безупречно чистое, умиротворенное и исполненное преданности сердце — непременное условие. Если какие-либо «кусты», «сорняки», «пыль» или «песок» — анартхи — остаются на «поле» сердца, тогда Господь, Высший принимающий всякое служение, не может там пребывать. Скверна и сор в сердце — это анйа-абхила̄ш̣ (желания, несовместимые с преданностью), карма (мирская деятельность), джн̃а̄на (спекулятивное знание), йога и так далее. Шрила Рупа Госвами Прабху сказал: 

анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇, джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там 
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄нуш́ӣланам̇ бхактир уттама̄ 
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11) 

«Всегда, когда вечная и естественная склонность души к преданности затмевается желаниями, чуждыми преданности, а также спекулятивным знанием, мирской деятельностью, йогой, аскетизмом или любой ментальностью, несовместимой с преданностью, чистая преданность отсутствует. А без чистой преданности, которая по природе своей совершенно духовна, Кришна не является». 

Желание, чуждое преданности: «До тех пор, пока остаюсь в этом мире, я буду заниматься исключительно удовлетворением своих чувств». Это низменное желание, подобно колючему кусту, раздирает хрупкое стремление чистой души к безраздельной преданности (кевала-бхакти). Мирская деятельность: «Посредством благочестия, жертвоприношений, благотворительности и аскез я буду наслаждаться радостями этого мира и высших миров, таких как Сварга». Такая корыстная деятельность подобна пыли. В вихре цикла кармы тучи этой пыли, то есть желаний, покрывают незапятнанное и чистое зеркало сердца. 

Желания, относящиеся как к «хорошей», так и к «дурной» деятельности, подобно бесчисленным горам пыли, осквернили сердца душ, которые на протяжении многих рождений сохраняют отвращение к Господу, и потому стремление к мирской деятельности не оставило их сердца. Души, испытывающие отвращение к Господу, думают: «Похоже, что колючку вынимают с помощью колючки». Однако подобное представление ошибочно. Люди, его питающие, лишь обманывают себя. Как слон обмазывает свое тело грязью сразу же после того, как его помыли, так и стремление к мирской деятельности невозможно устранить, занимаясь мирской деятельностью. Лишь посредством чистой преданности все трудности души сходят на нет. Тогда алтарь чистого сердца души становится местом, достойным того, чтобы там пребывал Господь. Поэтому поэт-преданный сказал в одной из своих песен: бхактера хр̣дайе сада̄ говиндрера виш́ра̄ма — «Сердце преданного всегда служит местом пребывания Говинды»…

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «Гун̣д̣ича̄-ма̄рджан лӣла̄-рахасйа или тайна игры очищения храма Гундича». 

Перевод фрагмента комментария Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура к «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 12.135), в котором он объясняет тайну уборки храма Гундича.