В ведических писаниях говорится, что высшее понимание Абсолютной Истины – это признание Верховной Личности Бога. Но кто Он, Верховный Господь, каково Его имя и качества? В Ведах упоминаются разные имена: Вишну, Кришна, Нараяна. Как понять, кто из них главный, первоначальный, от которого произошли все остальные?
Веды утверждают, что Верховный Господь один, и имя Его – Кришна:
«Все воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна – изначальная Личность Бога».
«Шримад-Бхагаватам», 1.3.28В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Господь Кришна – источник всех остальных воплощений. Сам же Он не имеет источника».
В разные эпохи, имея определенную миссию, Верховный Господь нисходит в материальный мир в различных воплощениях, таких как Матсья, Рама, Нрисимха и другие. Изначально Господь является средоточием шести качеств: богатства, могущества, славы, красоты, знания и отречения. Каждая аватара (воплощение) Господа проявляет эти качества в той мере, в какой необходимо для выполнения миссии. Например, Господь Рама проявил качество славы, Баларама – красоты, Матсья — духовного знания.
С воплощениями Господа понятно. Но кто тогда Вишну? Очень часто между Вишну и Кришной ставят знак равенства. Кажется, это один и тот же Бог, только у одного две руки, а у другого четыре. Почему именно Кришну называют изначальным Верховным Господом? Ведь Господь Вишну (Нараяна) также обладает шестью достояниями (красота, сила, слава и так далее).
Вишну означает «всеохватный», это проявление Господа в материальном мире. Будучи правящим божеством гуны благости, он поддерживает все мироздание. Нараяна – правящее божество Вайкунтх, духовных планет. Нараяна – это тот, у кого принимают прибежище.
В «Брахма-самхите» (5.1) Брахма, творец вселенной, говорит:
«Качествами Бхагавана обладают многие, но Кришна – величайший из всех, ибо никто не может соперничать с Ним. Он – Верховная Личность. Его тело вечно и исполнено знания и блаженства. Он – изначальный Господь Говинда, причина всех причин». «Брахма-самхита» (5.1)
Творение Господа непостижимо. Мы, являясь Его крохотными частичками, можем надеяться только на шастры (священные писания) и милость духовного учителя, которые укажут нам путь постижения Бога.
В шастрах говорится, что из Кришны, изначального Господа, исходят четыре экспансии: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха. А из них, в свою очередь, исходят следующие экспансии, среди которых Вишну и Нараяна. Разница между ними в том, что у них в руках в разном порядке расположены атрибуты (чакра, лотос, булава, раковина).
Вишну и Кришна выглядят по-разному. У Кришны две руки, в которых Он держит флейту, а у Вишну (Нараяны) – четыре, и в них Он держит раковину, диск, булаву и лотос. Вишну не отличен от Шри Кришны. По сути это одна и та же личность, только в разных аспектах: Вишну – воин, а Кришна – пастушок, наслаждающийся общением с теми, кто бесконечно предан Ему. Часто говорят, что Вишну – это Кришна, но Кришна не Вишну. Здесь возможно сравнение с президентом страны. На работе он президент, такой важный, в дорогом костюме. А дома снимает костюм, надевает удобную одежду и общается со своими близкими уже не как президент, а как муж, отец или сын. Можно предположить, что если мы являемся близким человеком президенту, то можем попасть к нему, когда он занят рабочими делами. А если мы связаны с ним только по работе, то вряд ли попадем к нему домой попить чай.
Каждое живое существо в духовном мире связано с Господом неповторимыми отношениями, которые называются раса. Находясь в материальном мире, под влиянием иллюзорной энергии мы забыли о Кришне и своих отношениях с Ним. Пока мы не можем их себе даже представить. Необходимо очистить свое сознание, занимаясь преданным служением, и тогда эти отношения проявятся сами собой.
Разница между Вишну (Нараяной) и Кришной заключается в том, что с Господом Нараяной и другими аватарами Господа (Рамой, Нрисимхой и так далее) можно иметь лишь нейтральные отношения и отношения слуги-господина. Нейтральные отношения (шанта-раса) – это пассивная любовь, когда вы ко всем относитесь доброжелательно, но активности не проявляете, однако готовы быть в полном распоряжении в случае необходимости. Отношения слуги-господина (дасья-раса) – это активная любовь, когда хочется служить объекту любви: вы не ждете, когда вас попросят что-то сделать, а первым проявляете инициативу.
Голока Вриндавана, где обитает Кришна, находится выше уровня духовных планет Вайкунтх. На ней доступны еще три вида отношений:
Дружеские отношения (сакхья-раса), подразумевающие равенство, взаимное служение друг другу. Например, мальчики-пастушки играют и забавляются с Кришной, но в то же время они всегда готовы пожертвовать собой ради Его интересов.
Родительская любовь (ватсалья-раса), проявляющая полный спектр любви и заботы к Господу как к сыну. Родителями Кришны во Вриндаване были Яшода и Нанда Махарадж.
Супружеская любовь (мадхурья-раса) – самый высший уровень взаимоотношений с Господом. Он включает в себя все предыдущие типы отношений. В материальном мире мы можем видеть некое подобие: идеальная жена заботится о своем муже, как мать, она же близкий друг ему, слуга, и всегда доброжелательна к нему. А муж дает жене полное покровительство и заботу, как отец, выслушивает, как друг, и желает только блага.
Несмотря на то что Кришна является изначальной Личностью Бога, преданные Господа во Вриндаване видят Его просто как мальчика-пастушка. Его слуги, друзья, родители и возлюбленные движимы спонтанной, беспримесной любовью. Поэтому, в отличие от других мест духовного мира, во Вриндаване проявляются особые сокровенные отношения, в которых живое существо находится в равных отношениях с Кришной или даже занимает более высокое или покровительственное положение, связывая Господа узами своей безграничной любви. Поэтому Вриндаван – самая сокровенная обитель Господа. Здесь Господь не устанавливает законы и не вершит суд, а просто наслаждается любовью Своих преданных.
Мы можем подумать, что описанные виды отношений проявлены и в материальном мире: к прохожему я отношусь нейтрально, начальнику служу, родителей уважаю, также у меня есть друзья и любимый муж/жена. Однако наши отношения осквернены представлением о жизни «я есть тело», поэтому лишены чистоты и бескорыстия. И хотя внешне духовные отношения напоминают отношения живых существ в материальном мире, они имеют иную природу. Понять их может только человек, наделенный истинной верой, которая обретается в общении с чистыми преданными Кришны.
Нам может показаться странным: Бог – это мальчик-пастушок, играющий на флейте? Да какой же это Бог! Однажды у Господа Брахмы закрались сомнения насчет Кришны: «Кришна – простой пастушок. Он ест остатки пищи враджаваси и даже пьет молоко прямо из вымени коровы. Он бегает, играет и борется со Своими друзьями. Должно быть, Он простой деревенский мальчик». Брахма, творец вселенной, решил проверить Кришну, действительно Он Бог или нет.
Сразив демона Агхасуру, Кришна со Своими друзьями-пастушками сел завтракать. В это время телята забрели далеко в лес, и Кришна, оставив друзей, отправился их искать. Господь Брахма, желая проверить могущество Кришны, забрал всех телят и пастушков и спрятал их в укромном месте. Не найдя ни телят, ни мальчиков, Кришна понял, что это проделка Брахмы. И тогда, чтобы доставить удовольствие Господу Брахме, а также Своим друзьям и их матерям, Кришна, Верховная Личность Бога, причина всех причин, принял облик точно таких же телят и пастушков. По прошествии года Брахма вернулся и с удивлением обнаружил Кришну с Его друзьями, телятами и коровами. Тогда по воле Кришны эти телята и пастушки приняли четырехрукий облик Нараяны. Осознав могущество Кришны, творец вселенной был изумлен Его играми. Получив милость Господа Кришны и избавившись от иллюзии, Брахма стал возносить молитвы, прославляющие Верховную Личность Бога.
Неповторимые качества Кришны
Господь Кришна является изначальным источником всех экспансий и обладает большим количеством трансцендентных качеств, нежели Вишну (Нараяна).
Изучив различные писания, Шрила Рупа Госвами в «Нектаре преданности» дает перечень трансцендентных качеств Господа. Всего их шестьдесят четыре, среди них: прекрасная внешность, благоприятные знаки на теле, вечная юность, сияние, красноречие, образованность, щедрость, отвага, сострадание и так далее. Верховная Личность Бога обладает всеми трансцендентными качествами в их полноте. Как неотъемлемые Его частицы индивидуальные живые существа в некоторой степени могут проявлять пятьдесят качеств, однако полностью эти качества присутствуют только у Верховной Личности Бога. Господь Кришна обладает еще пятью качествами, которые иногда частично присущи таким личностям, как Господь Брахма или Господь Шива: Он неизменен, всеведущ, вечно обновляется, сат-чит-ананда (вечен, исполнен знания и блаженства); обладает всеми мистическими совершенствами.
Кроме того, у Кришны есть еще пять качеств, проявленных в теле Нараяны: Он обладает непостижимыми энергиями; бесчисленные вселенные исходят из Его тела; Он является изначальным источником всех воплощений; убивая Своих врагов, Он дает им освобождение; Он привлекает к Себе освобожденные души. Все эти трансцендентные качества чудесным образом проявляются в личности Господа Кришны.
Помимо названных шестидесяти трансцендентных качеств, Господу Кришне присущи еще четыре, которых нет даже у Его экспансий Нараяны, не говоря уже о полубогах и живых существах:
Кришна являет разнообразные чудесные игры (особенно в детстве). Деяния Господа удивительны, но данное качество относится исключительно к развлечениям Господа во Вриндаване.
Кришна говорил:
«Вся вселенная проникнута сознанием Моего величия, но любовь, ослабленная благоговейным трепетом передо Мной, не приносит Мне удовлетворения. Взяв с Собой этих чистых преданных, Я снизойду в материальный мир и явлю удивительные игры, неведомые на Вайкунтхе. Весь мир узнает о них, и даже Меня они приведут в изумление. Под влиянием йогамайи гопи увидят во Мне своего возлюбленного. Ни Я, ни гопи не заметим этого, ибо наши умы будут пленены красотой и достоинствами друг друга».
ЧЧ, Ади, 4.17, 28-30
Кришна всегда окружен своими преданными, питающими необыкновенную любовь к Нему. Преданным Шри Кришны во Вриндаване присуще одно особое качество — они живут только ради счастья Кришны. Они не испытывают по отношению к Нему чувств благоговения и почтения, как на планетах Вайкунтхи, и не стремятся к материальному вознаграждению или безличному освобождению. Их насыщенная према (высшая степень любви) делает Кришну обязанным им, и потому Он являет им самые сокровенные и сладостные игры. Поэтому говорится, что Кришна никогда не покидает Вриндаван.
«Мать иногда связывает Меня как своего сына. Она кормит Меня и оберегает, словно беззащитного ребенка. Друзья Мои в порыве чистых дружеских чувств взбираются Мне на плечи с возгласом: «Кем Ты Себя возомнил? Мы на равных!». Когда Моя возлюбленная бросает Мне сердитые упреки, ее слова отвлекают Мой ум от благоговейных звуков ведических гимнов».
ЧЧ, Ади, 4.24-26
Своей игрой на флейте Кришна способен привлекать все живые существа во всех вселенных.
Когда Кришна начинает играть на флейте, твердые и неподвижные существа, такие как камни, плавятся и становятся текучими, а движущиеся существа – неподвижными. Телята, заслышав флейту, перестают сосать у матерей молоко и замирают, целиком поглощенные прекрасным звуком флейты. Птицы садятся на ветки деревьев, закрывают глаза и медитируют, подобно погруженным в транс мудрецам. Олени, зачарованные мелодичным звуком флейты, стараются подойти к Кришне как можно ближе.
Хотя сладость флейты Кришны влечет к себе всех обитателей Враджа, больше всего ее мелодии захватывают гопи. Эти девушки-пастушки восхищаются добродетелями флейты и завидуют ей, ибо нектар губ Кришны принадлежит лишь им одним, но флейта смело пьет его прямо в их присутствии. Когда Кришна играет на флейте, враджаваси (жители Вриндавана) испытывают ни с чем не сравнимое блаженство.
Кришна обладает необыкновенной красотой, с которой не может сравниться ничто во всем творении.
Когда Кришна проявляет Себя во всей полноте, великие ведические ученые считают Его самым совершенным. Из всех преданных в наибольшей степени оценить красоту Кришны способны только гопи. Они так сильно любят Кришну, что могут день и ночь созерцать в уме Его образ. Думая о Нем, они размышляют, насколько прекрасны Его черты.
Невозможно познать Кришну во всей полноте, и это подтверждает в своих молитвах Господь Брахма. Он говорит, что кто полагает, что знает о Кришне все, весьма неразумен. Только обладающий знанием понимает, что невозможно измерить могущество, величие и сладость Кришны, Верховной Личности Бога.