Даже если вы по-настоящему жаждете Кришны, Он не явится вам немедленно. Он проверит вас, действительно ли вы хотите видеть Его. Не ожидайте, что стоит вам произнести — я люблю Кришну, я член движения ИСККОН — как Кришна тут же явится вам. Он хочет проверить вас, действительно ли вы так уж хотите с Ним встретиться. Сейчас я углублюсь в сознание Кришны.
Однажды во Вриндаване гопи встретились с Кришной. Кришна позвал их звуками Своей флейты в леса Вриндавана, и гопи откликнулись. Они бросили всё, включая своё доброе имя, потому что в ведическом обществе было недопустимо, чтобы девушки ночью ходили в лес на встречу с мужчиной. Наконец, с большими трудностями они добрались до Кришны и предстали перед Ним, а Кришна спросил их: «Что вы здесь делаете? Наверное, вы решили полюбоваться ночным лесом. Но теперь, когда вы уже налюбовались, возвращайтесь по домам». Гопи сказали: «О нет, Гопал! Зачем Ты так с нами? Ты же знаешь, чего мы хотим. Мы хотим Тебя! А Ты отсылаешь нас прочь».
Это была долгая лила, высшей точкой которой стал танец раса, в котором Кришна удовлетворил желания всех Своих дорогих преданных, гопи. Потом Он исчез. Гопи сели на землю и стали думать: сначала Кришна позвал их, потом хотел отослать их обратно, а когда они не захотели уйти, Он просто сбежал от них, скрылся в лесу. Тогда они сказали: «Гопал, Говинда, к какому типу мужчин Ты относишься? К тем, что дают ровно столько же, сколько получают? Или к тем, что дают всегда больше, чем получают, как любящий отец, всегда заботящийся о своем сыне? Или Ты просто неблагодарный?»
Гопи хотели, чтобы Кришна признал Себя неблагодарным любовником, потому что, с их точки зрения, Кришна не ответил им тем же, что они предложили Ему. И Кришна не дал им больше, чем они дали Ему. В их глазах дело выглядело так, что Кришна получил от них много любви, а потом взял и исчез. Они считали, что приперли Кришну к стенке, и теперь Он должен признать Себя неблагодарным любовником.
Но, поскольку они гопи, они очень любят Кришну. Они не хотели говорить ему это, а хотели, чтобы Кришна Сам это произнес, чтобы Он признал это перед всеми. Ответ Кришны очень важен для всех нас. Он сказал: «Я не отношусь ни к одной из этих трех категорий любовников. Я совсем другой любовник». Он сказал: «Я любовник, который желает усилить вашу любовь». Здесь Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет, что дальше Кришна сказал: «Я видел, как вы плачете по Мне. Я стоял за деревом. Я видел, как вы Меня искали. Я всё это видел и хотел усилить вашу любовь». Кришна говорит:
«Дорогие подруги, может быть, Мои слова и поступки огорчают вас, познайте, что иногда Я не откликаюсь на чувства, которые проявляют ко Мне преданные. Мои преданные очень привязаны ко Мне, однако порой Я не отвечаю им взаимностью, чтобы еще больше усилить их любовь. Если приблизиться ко Мне будет совсем просто, они подумают: Кришна легко доступен. Поэтому иногда Я не откликаюсь на их чувства. Если бедняк разбогатеет, а затем лишится богатства, он будет с утра до вечера думать о своей потере. Так и Я, чтобы усилить любовь преданных, иногда делаю так, что им кажется, будто Я для них потерян, но вместо того, чтобы забыть обо Мне, они чувствуют, что любят Меня ещё больше» («Кришна», гл. 32).
Кришна знает, что вы можете испытать экстаз любви только когда любовь эта сильная, настоящая, а не такая, как к самокату или как у того сына брахмана, который вроде бы любит книгу, а сам через некоторое время бросает её. Поэтому Кришна хочет усилить чувство разлуки. Он хочет сделать это, чтобы вы научились лучше любить. Чтобы вы приобрели необходимую квалификацию для того, чтобы вступить в любовные отношения с самым любящим существом в мире.
Этим способом Кришна ещё и проверяет нас, потому что многие люди в этом мире интересуются не столько Самим Кришной, сколько Его дарами: прасадом или хорошей женой. Этим Кришна Себя не показывает. Кришна хочет видеть, что вы хотите именно Его. В своем комментарии к стиху ашлишья ва падаратам пинашту мам Шрила Прабхупада говорит, что преданный не должен думать: «Господь не показывается мне, так что лучше поищу себе другого Господа». Кришна хочет любви исключительной, и потому иногда проверяет нас. Пожалуйста, не разочаровывайтесь, не думайте — я так много отдал Кришне, я повторял круги, и всё ещё не достиг самоосознания! — и не ищите себе другого Господа, начальника на работе или ещё кого-нибудь. Знайте, что Кришна видит ваши попытки, ваши усилия, и это доставляет Ему ещё больше удовольствия. Он хочет это видеть. Он присутствует, даже когда кажется, что Его нет. Во Враджа-лиле Он стоит за деревом. В нашей жизни Он стоит за каждым событием, которое с нами случается, и смотрит, как мы реагируем. Он будет очень разочарован, если вы примете другого Господа. Очень разочарован. Так что не теряйте энтузиазма и знайте, что Кришна хочет усилить ваше чувство разлуки.
«Кришна никогда не покидает того преданного, который полностью погрузился в мысли о Нём. Когда Кунтидеви думает о предстоящей разлуке с Кришной, ее охватывает сильная тревога, однако истинным результатом физического отсутствия Кришны является то, что Он занимает всё больше и больше места в уме преданного. Поэтому Чайтанья Махапрабху на примере собственной жизни учил нас випраламбха-севе — служению Кришне в разлуке с Ним. Слезы лились из глаз Его, как потоки дождя, и Он чувствовал, как пуст этот мир, когда в нём нет Кришны» (Учение царицы Кунти», гл. 22, комментарий).