1) Три категории преданных
«Нектаре Наставлений» Шрила Рупа Госвами говорит: «Преданному, повторяющему Святое Имя Господа Кришны, следует оказывать почтение в уме. Перед преданным, получившим духовное посвящение, следует смиренно склоняться. А с чистым преданным, который достиг высот в неуклонном преданном служении, и в чьём сердце не осталось и следа желания критиковать других, нужно всегда стремиться общаться, служа ему с почтением.
2) Отношения с духовным учителем
а) Следует проявлять смирение и покорность и оказывать служение духовному учителю.
б) Следует принимать указания гуру, как свою жизнь и душу.
в) Не следует в присутствии гуру давать кому-либо наставления, не получив на это разрешения туру.
г) Не следует принимать учеников в присутствии своего гуру.
д) Нужно просто повиноваться наставлениям гуру, не задавая лишних вопросов. Также не следует отказываться следовать наставлениям гуру, думая, что мы-то знаем его «настоящее, внутреннее» желание.
е) Никогда не следует давать наставления своему гуру. Даже если вы хотите предоставить своему гуру какую-то информацию, думая, что эта информация может быть ему полезной, нужно всегда предоставлять её с большим смирением.
ж) Никогда не следует спорить со своим духовным учителем.
з) Никогда не следует кичиться своими достижениями перед гуру. Напротив, нужно всегда оставаться очень смиренным.
и) Никогда не следует садиться на одном уровне с духовным учителем, если на это не было получено его разрешения.
к) Подобно тому как Господь Кришна неотличен от Своего Имени или изображения, духовный учитель также неотличен от своего имени или изображения, поэтому не следует где попало разбрасывать изображения гуру и Кришны.
л) Не следует свободно общаться с другими гуру, не получив на это разрешения и благословения у своего гуру.
м) Не следует читать книг, кроме тех, которые написаны гуру и парампарой, если на то нет разрешения и благословения гуру.
3) Отношения со старшими преданными
а) В вайшнавской традиции один из важных способов выражения смирения — с уважением относиться к тем, кто выше нас.
б) Самым старшим вайшнавом для нас является гуру. Его следует почитать как представителя Бога, и, следовательно, оказывать ему такое же почтение, как и Самому Кришне.
в) Следующие по старшинству — это санньяси. А среди санньяси более старшим считается тот, кто раньше получил санньяса-инициацию.
• Мы должны кланяться всем санньяси, особенно если мы видим их первый раз в этот день.
• К санньяси — маявади также нужно относиться с должным почтением, хотя не следует общаться с ними.
г) Следующими идут духовные братья нашего гуру. Их нужно почитать так же, как и своего гуру.
д) Следует оказывать почтение преданным, прошедшим брахманическую инициацию. А среди них более старшим, опять же, считается тот, кто был инициирован раньше.
е) Нужно оказывать должное почтение преданным, получившим инициацию раньше нас.
ж) Особое почтение нужно оказывать тем преданным, которые старше нас по возрасту.
з) Не следует давать наставления другим в присутствии старшего вайшнава, не получив у него разрешения.
и) Старшинство должно приниматься в расчёт и во время арати, когда преданным предлагают лампаду гхи.
4) Отношения с духовными братьями
а) Духовные братья должны называть друг друга «прабху» (господин). Но не стоит пытаться занять положение прабху из-за того, что к нам так обращаются. Нужно всегда оставаться слугой и относиться к другим как к прабху.
б) Мы являемся слугами своих духовных братьев, и мы должны служить им в зависимости от их старшинства:
• Старшим духовным братьям мы должны почтительно задавать вопросы, исполнять их указания и стремиться стать их послушными слугами.
• Тем, кто находится с нами на одном уровне, мы должны служить, поддерживая с ними дружбу, помогая им и вдохновляя их.
• Тем, кто младше нас, мы должны служить, давая им руководство, направляя, воодушевляя и просвещая их.
в) Встречая своего духовного брата, следует поклониться ему и вознести молитву:
ванчха калпа-тарубхьяш ча крипа-синдхубхья эва ча патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намах
г) Мы никогда не должны использовать своего духовного брата в качестве слуги, если на это не получено разрешение от духовного учителя.
д) Как известно, «фамильярность порождает презрение». Этому не должно быть места в отношениях между преданными. Отношения между преданными всегда должны быть почтительными и свободными от оскорблений и лицемерия.
е) Инициированные преданные не должны обращаться друг к другу по кармическим именам.
ж) Не следует хвалить себя, хвастаться своими достижениями или умениями перед другими преданными. Следует помнить, что на самом деле у нас нет никакой квалификации. На что бы мы ни были способны, всё это лишь по милости гуру и вайшнавов. Если у наше-го духовного брата или сестры возникли какие-либо проблемы — болезнь, потеря родственника и т.п., или он по какой-либо причине находится в депрессии, нужно постараться помочь ему и словом, и делом. «Друзья познаются в беде». Когда приходят трудности, взаимоотношения между преданными проверяются на прочность. Мы не должны пренебрегать этим аспектом взаимоотношений, считая его материальным.
з) Если преданный сбился с пути преданного служения и значительное время отсутствовал в обществе преданных, то его не нужно ругать за пребывание «в майе» или делать ему выговор в такой форме, которая оттолкнёт его ещё дальше от лотосных стоп духовного учителя. Нужно предложить этому преданному свою любовь, дружбу и поддержку, и дать ему возможность снова почувствовать себя в обществе преданных как дома.
5) Как обращаться к вайшнавам
а) К Шриле Прабхупаде следует обращаться как к «Его Божественной Милости», к гуру или санньяси — «Ваше Святейшество», а к духовному брату — «Ваша Милость».
б) Перед именем духовного брата можно вставлять слово «Шриман» («Шримати»)
в) К имени брахмачари можно прибавлять слово «Брахмачари», например, «Кришна Дас Брахмачари», к имени грихастхи — «Адхикари», а к имени санньяси — «Махарадж», «Свами» или «Госвами».
6) Другие вайшнавы
Мы можем оказывать уважение всем вайшнавам, но не следует общаться со следующими категориями вайшнавов и санньяси:
• с вайшнавами плохого или сомнительного поведения
• с сахаджиями
• с вайшнавами из сомнительных сампрадай
• с санньяси-маявади
7) На вайшнавов нельзя смотреть с материальной точки зрения
а) Шрила Рупа Госвами в «Нектаре наставлений» говорит по этому поводу следующее: «…На преданного не следует смотреть с материалистической точки зрения. Не следует придавать значения тому, что тело преданного появилось на свет в низкой семье, плохо сложено, уродливо, поражено болезнью или немощно».
б) Другими словами, не следует обращать внимания на телесные недостатки преданного, такие как плохая внешность, низкое рождение, недостаточное образование и т.д. Любого вайшнава, который служит Господу, следует считать святым.
в) В шастрах говорится, что считать вайшнава принадлежащим к какой-то определенной касте или вероисповеданию, или считать его обыкновенным человеком — значит иметь умонастроение обитателя ада.
8) Тело вайшнава — Храм
а) На тело вайшнава следует смотреть как на Храм Вишну. Поэтому, кланяясь вайшнаву, мы должны помнить, что мы также кланяемся и Господу Вишну, пребывающему в сердце вайшнава.
б) Поэтому мы никогда не должны перешагивать через тело вайшнава.
9) Милость вайшнавов
а) Не следует предпринимать никакого значительного начинания в своей жизни, не получив на это благословений вайшнавов.
б) Нужно всегда чувствовать себя зависимым от милости вайшнавов.
10) Любовные взаимоотношения между вайшнавами
а) В «Нектаре наставлений» Шрила Рупа Госвами объясняет, что существует 6 видов любовного обмена между вайшнавами:
• дарить подарки
• принимать подарки
• открывать свой ум
• спрашивать о сокровенном
• принимать прасад
• угощать прасадом
б) Когда человек приходит в храм, он принимает прасад от вайшнавов.
в) В обязанности грихастх входит приглашать вайшнавов к себе домой и угощать их прасадом
г) Самый драгоценный дар. который мы можем дать или получить — это дар Кришна-катхи, трансцендентного знания о Кришне.
д) Грихастхи, живущие вне храма, должны стараться приглашать к себе домой преданных отречённого уклада жизни, чтобы послушать их проповедь.
11) Отношения с матаджи
а) Нужно относиться к женщинам с большим уважением, особенно если женщина — вайшнави, и обращаться к ней как к вайшнави.
б) Брахмачари должен смотреть на каждую женщину как на свою мать, а грихастха должен смотреть как на мать на каждую женщину, кроме своей жены.
в) Брахмачари должен общаться с матаджи ровно столько, сколько требуется для выполнения преданного служения, и не больше.
12) Отношения с гостями
Когда к нам в храм или домой приходят гости, то, согласно вайшнавскому этикету, мы должны принять их с великим почтением и любовью. Следует поприветствовать их теплыми словами и предложить им место для сидения, воду и прасад в соответствии со своими средствами.