Изображение Господа неотлично от Него Самого. Поскольку мы не способны воспринимать Бога своими несовершенными глазами, Господь милостиво проявляется перед нашим взором в форме Божества. Поэтому нельзя считать храмовое Божество материальным. Поднося Божеству угощение, наряжая Его и служа Ему, мы обретаем то же благо, что и от личного служения Господу на Вайкунтхе.
Арчана — это поклонение Божеству в храме. Поклоняясь Божеству в храме, человек на практике подтверждает, что является духовным существом, а не телом.
В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (81.19) рассказывается, как Судама, близкий друг Кришны, по дороге к дому одного брахмана говорил сам себе: «Достаточно просто поклоняться Кришне, чтобы обрести все наслаждения рая, освобождение, господство над планетными систе-мами вселенной, все богатства этого материального мира и мистические силы, приносимые практикой йоги». («Нектар Преданности»)
Девятая глава «Бхагавад-Гиты» называется Раджа-Гухья-Йога, т.е. Самое сокровенное знание. Кришна объясняет, как поклоняться Ему: «Неустанно прославляя Меня, служа Мне с великой решимостью, падая ниц передо Мной, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью». (Б.г.9.14.)
Комментируя этот стих в «Сарартха-варшини-тике» (Глубинный смысл важнейших понятий), ачарья Вишванатха Чакраварти Тхакура говорит: Бедный глава семьи, чтобы обеспечить своих домочадцев, стремится работать у богатого человека. Точно так же Мои преданные, желая обрести бхакти, стремятся в общество святых вайшнавов, где они развивают привязанность к киртану и другим видам преданного служения…В выражении «намасйанташ ча» слово «ча» указывает на все остальные составляющие практики бхакти — шравану, пада-севану и другие. Таких великих бхакт называют нитья-юктами, потому что они стремятся быть вечно со Мной. Смысл выражений «киртайанто мам» и «мам упасате» заключается в том, что поклоняться Мне (совершать упасану, или заниматься бхакти) означает не что иное, как восхвалять Меня (совершать киртану) и заниматься другими ангами (составляющими) преданного служения Мне. Поэтому повторение слова «мам» в этом стихе не является ошибкой».
Из 64 способов преданного служения Шрила Рупа Госвами особенно выделяет 5 наиболее могущественных, которые способны пробудить любовь к Кришне:
бхагавата-шраван, мадхура-васа, садху-санга,
шри-мурти шраддхая севан, нама-санкиртана
Шри-мурти шраддхая севан — с верой поклоняться Божеству. Слово шраддхая подчеркивает, что мы должны поклоняться мурти Господа с глубокой верой. Шраддхая — отдавая Ему свое сердце!
Сваргапаваргайо пумсам расайам бхувм сампадам
Сарвасам апи сиддхинам млам тач-чаранарчанам
«Преданное служение Его лотосным стопам — это коренная причина всякого совершенства, какого только можно достичь на райских планетах, в освобождении, на планетах ниже уровня Земли и на этой планете Земля» («Шримад-Бхагаватам», 10.81.19).
Шрила Джива Госвами:
В стихе подчеркивается значение метода арчана, который здесь назван млам (корень), что придает ему особое значение (по сравнению с практиками, отличными от бхакти).
В «Вишну-рахасйе» также говорится: «В этом мире любой человек, поклоняющийся Вишну, может без труда достичь вечно блаженного царства Бога — Ваикунтхалоки». Джива Госвами называет поклонение Божеству «Паричарьей». Паричарья -означает служить Господу как царю. Этот метод предпологает два вида служения: украшать Божество и поклоняться Ему, предлагая чамару, зонтик, музыкальные инструменты и т.д.
«Шримад-Бхагаватам» 4.21.31:
Стремление служить лотосным стопам Верховной Личности Бога способно очистить умы страждущих людей от всей грязи, накопившейся за великое множество жизней. Подобно водам Ганги, текущим из пальцев лотосных стоп Господа, преданное служение сразу же очищает ум живого существа, и у него постепенно развивается духовное сознание, то есть сознание Кришны.
Мы можем ощутить присутствие Господа ровно настолько, насколько продвинулись в преданном служении Господу и очистили свою жизнь от греха. Однако даже тем, кто ещё не избавился от всех грехов, Господь милостиво позволяет увидеть Себя в форме арча-мурти, установленной в храме. Господь всемогущ и может принимать наше служение, входя в арча-мурти — Божество в храме. (Шримад Бхагаватам, 3.1.17, комм.)
В действительности, Шрила Прабхупада говорил, что в этом веке мы совершаем арчану (поклонение божествам), чтобы очиститься для воспевания святых имен.
Шрила Джива Госвами, в своей «Бхакти-сандарбхе» (283-284), ссылается на стих и говорит о важности служения Божествам и посвящении дикша:
авасйакат авашйакатвам насти, тад винапи шаранапаттйадинам экатаренапи пурушартха-сиддхер абхихитатват, татхапи шри-нарадади-вартманусарадбхих шри-бхагавата, саха самбандха-вишешам дикша-видханена шри — гуру — чарана — сампадитам чикиршадбхих критайам дикшайам арчанам авашйам крийетаива йадйапи сварупато насти, татхапи прайах свабхавато дехади-самбандхена кадарйа-шиланам викшипта-читтанам джананам тат-тат-санкочи-каранайа шримад-риши-прабхритибхир атрарчана-марге квачит квачит качит качин марйада стхапитасти.
«Согласно «Шримад-Бхагаватам», поклонение Божествам не является обязательным, также не обязательно следовать определенным предписаниям «Панчаратры» и других писаний. «Бхагаватам» говорит, что человек может достичь успеха в жизни не прибегая к поклонению Божествам, нужно лишь совершить любое преданное служение, как, например, вручить себя лотосным стопам Господа и принять Его защиту. Но важно то, что вайшнавы следуют Шри Нараде и его последователям и получают у истинного духовного учителя посвящение, чтобы его милостью обрести личные отношения с Господом. Получение посвящения в этой традиции обязывает преданных начать поклоняться Божествам.
Хотя поклонение Божествам не является необходимым, большинству людей, желающих заниматься преданным служением, это требуется, поскольку они находятся на материальном уровне. По их внешнему и внутреннему состоянию мы поймем, что в поведении они не чисты, а в умах беспокойны. Чтобы помочь нам избавиться от материальной обусловленности, великий мудрец Нарада и мудрецы разных времен давали различные наставления и правила в поклонении Божествам» (из комм. к Ч.-ч., Мадхья 15.108). Эти наставления мы знаем, как Панчаратры.
Шрила Прабхупада прославляет метод поклонения Божествам
в письмах к ученикам
«Божеству следует очень хорошо поклоняться, одевать, кормить и т.д. Выполняя это, вы всегда будете умиротворёнными и жизнерадостными».
(Письмо Шрилы Прабхупады от 8.07.76)
«Я также доволен, что ты украшаешь свой храм, и чем более красивым ты делаешь его, тем красивее становится твое сердце. Это можно понять на примере: чем лучше ты украшаешь какой-то предмет, тем красивее становится его отражение. Наше сердце — это отражение изначального сознания, Кришны, и чем красивее Кришна и Его параферналии, тем больше красоты отразится в нашем сердце, и тем сильнее будет наше духовное блаженство». (ПШП Упендре, 27 октября 1969)
«Советы домохозяйкам Что касается одновременной заботы о Божествах и о семье, ты должна делать то и другое не в ущерб одно другому, но поклонение Божеству все-таки важнее. Как домохозяйка: как бы она ни была занята домашними делами, она находит все же время, чтобы красиво одеться, причесаться и т.д. Так что надо делать и то, и другое». (ПШП Лакшмимони, 1 мая 1971)
«Насколько я понимаю, в лондонском храме все идет отлично. Вы, конечно, служите Господу настолько тщательно, что Радхарани прольет на вас Свои благословения, подняв правую руку, обращенную ладонью вперед. У тебя прекрасная жена, преданная и разумная. Вот вы, муж и жена, и следите, что поклонение было регулярным и тщательным, и так ваша жизнь станет счастливой и успешной. Параллельно вы оба должны обучать своих юных братьев и сестер служению Господу, чтобы в случае, если вы оба уедете проповедовать, храмовая программа не пострадала бы. Мы должны следовать двум важным линиям, именно: панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Бхагавата-видхи — это проповедническая деятельность и санкиртана, а панчаратрика-видхи — это храмовое поклонение Божествам. Храмовое поклонение очищает нас, а когда мы проповедуем с чистым сердцем, наша проповедь немедленно приносит плоды. Так что нам надо вести эти две параллельные линии одновременно, чтобы с успехом исполнять преданное служение». (ПШП Гурудасу, 15 марта 1970)
«Как убить Господина Вожделение. Итак, подчинить вожделение — это отдельное дело. После этого ты должен приступить к поклонению Божеству. Кришна — это Мадана-Мохан. Ты упоминаешь в своем письме — и это очень хорошо — что предпочел бы направить все свои желания на Кришну, и спрашиваешь меня, как это сделать, учитывая покров майи, который заставляет видеть только материальные формы. Кроме того, ты пишешь, что если бы смог увидеть Абсолютную всепривлекающую Красоту, тебе не осталось бы ничего другого, как только увлечься ею и отвергнуть красоту мирскую. Это действительно лекарство, поэтому ты можешь немедленно приступить к арчане, поклонению Божеству». (ПШП Хаягриве, 7 октября 1968)
Cуществует четыре причины мотивированного поклонения:
1) бхая -поклонение, вызванное страхом перед кем-то или чем-то;
2) аша — поклонение для удовлетворения материальных желаний;
3) картавья-буддхи — поклонение из чувства долга;
4) рага — искреннее стремление к Господу
(Шрила Бхактивинод Тхакур. Также в БГ 7.16)
По мере духовного роста, преданный развивает отношение с Кришной в виде Божества. И чувствует благодарность по отношению к Божеству за оказанную помощь и милость. Преданный начинает действовать на уровне картавья-буддхи, то есть поклоняться из чувства благодарности и долга. Затем он начинает понимать, что Кришна и в Божестве, и в Святом Имени, и в преданных. Его служение и ответственность возрастает, а с ними и любовь к Кришне и преданным. Когда преданный становится мадхьямой, он начинает по настоящему служить и дружить с преданными.
«Вишну-ямала» :
В Сатья-югу правила и предписания базировались на Ведах. В Трета-югу они основывались на смрти. В Двапара-югу — на Пуранах, и в Кали-югу — на агамах. Брахманы, рождённые в Кали-югу нечисты, подобны шудрам. Они должны очиститься, следуя правилам и предписаниям, описанных в агамах, поскольку они не могут обрести тот же результат, следуя Ведическим правилам и предписаниям.
5-я виласа «Хари-бхакти-виласы» :
Брахманы должны всегда быть заняты в поклонении Божеству в соответствии с правилами и предписаниями, описанными в тантрах. В этой книге процесс поклонения Божеству, в основном, описан с точки зрения тантр.
Тантра (Тану — тело, тра – освобождает) – вайшнава тантра подразумевает различную деятельность в поклонении Божествам с произнесением определенных мантр. Если Пураны превозносят Кришну, то Вайшнава-тантра превозносит Шримати Радхарани. Вайшнавы следуют путем Бхагавата-марга, т.е. Пуран и путем Панчаратрика-марга, т.е. панчаратр и вайшнава-тантр. Поэтому мы поклоняемся Шри-Шри Радха-Кришне.
Тот, кто, получив Кришна мантру, не поклоняется Господу Кришне, объекту этой мантры, обнаружит, что все его усилия бесполезны и главенствующее божество мантры недовольно им. (Агамы)
Как в элементе земли есть звук, касание, форма, вкус и запах. Как в мадхурья –расе присутствуют шанта, дасья и сакья. Также и в санкитранана-ягье присутствуют дхьяна (медитация), ягья (жертвоприношение) и арчана. («Шримад Бхагаватам», 3.26.49).
Поскольку причина присутствует и в следствии, признаки причины можно обнаружить в следствии. Вот почему только земля содержит в себе отличительные качества всех остальных элементов.
Причиной появления земли является вода, причиной воды — огонь, причиной огня — воздух, причиной воздуха — эфир, причиной эфира — звук. Земля имеет качества эфира, воздуха, огня и воды. В 10 песне «Шримад-Бхагаватам» говорится, что тело Кришны имеет 4 аромата — чатухсама (смесь сандаловой пасты, камфары, агуру и мускуса). Иногда во время игр одежда Кришны, пропитанная ароматами Его тела падает на землю, которая быстро впитывает эту смесь четырех ароматов. Поэтому Кришна в БГ 7.9 говорит, что Он – изначальный аромат земли, жар огня, жизнь всего живого и аскетизм всех аскетов. Кришна помогает нам всегда помнить Его, даже срывая с деревьев фрукты, ведь это от Него земля получила аромат, с которого и получают свои ароматы все фрукты и овощи.
К концу Сатья-юги человечество почти утратило аскетизм. К концу Трета-юги человечество почти утратило чистоту. К концу Двапара-юги человечество почти утратило милосердие. С одной стороны человечество деградировало, но с другой Кришна проливал все больше милости. Так как ягья в Трета-югу, содержит элемент медитации, но действеннее и проще медитации, как вида садханы. Арчана в Двапара-югу, содержит элементы медитации и ягьи, но действеннее и проще медитации и ягьи, как вида садханы. Санкиртана в Кали-югу, содержит элементы медитации, ягьи и арчаны, но действеннее и проще медитации, ягьи и арчаны, как вида садханы. Человечеству необходимо было давать лекарство от материализма все сильнее и сильнее.
Санкиртана-ягья – это медитация на лотосные стопы Кришны через маха-мантру, и выполнение правил панчаратрики в вайшнавских ягьях и арчане.
Почему Кришна в БГ 8.28. говорит, что: Человек, вступивший на путь преданного служения, не лишается благ, которых достигают от всех видов деятельности описанных в Ведах. Так как санкиртана это метод, которым занимаются в духовном мире, он как сапфир, который долгое время прятали. На Голоке служат Кришне, а на земле Ему в форме Мурти (Божества). Расы, приобретая все большее насыщение, становятся Мадхурья-расой. Пока люди просили разбавленное кармой и гьяной бхакти, Кришна не давал чистое Бхакти. Но теперь Кришна решил дать чистое Бхакти, потому что людей может спасти только чистое Бхакти.
В частности приведем примеры о поклонении шалаграма-шиле. (Гаруда-пурана) Предки, люди, все святые места, такие как Ганга и Пушкара, также как и жертвоприношения коня, присутствуют в доме того, кто поклоняется шалаграма-шиле, украшенными благоприятными знаками чакры.
В беседе между Ямой и Дхумракешей из Карттика-махатмьи, разделе «Падма-пураны», говорится:
Те, кто поклоняется Шри Хари в форме шалаграма-шилы, благословлены Господом чистым разумом, благодаря которому они могут легко вернуться к Богу. Господь также уничтожает все их греховные реакции.
Конец истории Ягьядхваджи из «Брихан-нарадия Пураны» :
Демоны, привидения и другие подобные создания не могут причинить беспокойства там, где Господь Кешава присутствует в форме шалаграма-шилы. В действительности такое место священно и также хорошо как ашрам, поскольку Господь Мадхусудана присутствует.
Из беседы Господа Шивы и Карттикеи, из «Карттика-махатмйи», раздела «Сканда-пураны» :
Господь Хари не всегда пребывает в Божестве, сделанном из золота, драгоценных камней или камня, но Он всегда живёт в шалаграма-шиле.
Из беседы Господа Брахмы и Нарада-муни касательно поклонения шалаграма-шиле в связи с обетом чатурмасйа, находящемся в «Сканда-пуране» :
Брахманы, кшатрии и вайшйи квалифицированны поклоняться шалаграма-шиле. Если шудра — преданный Господа Хари, он также становится квалифицирован. Иначе – нет. (Брахмана, не преданный Господу Вишну, не квалифицирован поклоняться шалаграма-шиле, но шудра, привязанный к преданному служению Господу Хари, квалифицирован поклоняться шалаграма-шиле. Слова сат шудра в этих стихах относятся к шудре, склонному к преданному служению Господу Хари). Не принимается в рассчёт, кто это – женщина, шудра, брахман или кшатрия –любой, кто поклоняется шалаграма-шиле достигает вечной обители Верховного Господа.
Итак, поклонение Божествам — это очень и очень эффективный способ развить личностные отношения с Богом. Тому, кто ещё не осознал, что Божества — это Личности, очень и очень трудно понять, что Святое Имя – это Личность.