ЛИЛЫ БОЖЕСТВ

Арча-мурти не идол, это Сам Господь, и в той степени, в какой человек свободен от греха, он способен понять значение арча-мурти.
(Шримад Бхагаватам, 3.1.17, комм.)

Стока Кришна дас:

Историй, связанных с Божествами, очень много; вот, например, одна из них, в которой Кришна всем явил Свою Личность…

Однажды к нам в Центр на Фонтанке пришел молодой человек, его звали Анвар, он был родом из Узбекистана, но жил в Татарстане. Он рассказал, что его дом находился недалеко от храма Харе Кришна. Анвар регулярно посещал храм, общался с преданными, и у него возникло желание совершить паломничество по нашим храмам в разных городах России. С энтузиазмом рассказывая, как ему все это нравится и где он только не побывал, Анвар сказал, что у него есть друг преданный, который возит из Индии разные товары и недорого все это продает. И что он может и нам что-нибудь привезти. Я спросил, что это за товар. Тогда он ответил, что у них есть много разных «кукол», подобных тем, что стоят в храмах на алтаре, также есть фисгармонии, караталы, светильники и т.д.Меня заинтересовали Божества, и я сказал, что мы готовы всех их приобрести, договорились о цене. Анвар уехал.

У нас тогда было сильное желание, чтобы на каждый день явления Господь приходил в Своей определенной форме. Первыми к нам вернулись с Бумажной большие Божества Господа Джаганнатхи, Баладевы, Субхадры, которым мы оказывали служение во время Ратха-йатры. Мы с нетерпением ожидали приезда Анвара; желание встречи с Божествами становилось все сильнее и сильнее. Молодой человек привез мурти Шрилы Прабхупады и Божества Гаура-Нитай из белого мрамора. Они стояли на столе и лукаво улыбались. Их красота восхищала собравшихся вокруг преданных. Матаджи Сварупа сказала, что они очень походи на Гаура-Нитай из Сочи, но никто не обратил на ее слова никакого внимания. Мурти Шрилы Прабупады забрали матаджи Гопали и ее мама, а Гаура-Нитай какое-то время были в Центре, а потом я отвез Их к себе домой. После удачной сделки Анвар сказал, что есть еще очень большие Божества Гаура-Нитай и еще Божество, по описанию похожее на Господа Нрисимхадева. Я договорился с ним о новой партии Божеств, и носитель Господа Анвар (Гаруда) отправился в путь.

Шли дни и недели, и вот на пороге нашего центра появился Анвар. Зайдя в гостевую, он поставил на стол Господа Нрисимхадева. Господь восседал на лотосе, Его ноги были скрещены, первые две руки лежали на коленях, а другие две, с поднятыми ладонями, раздавали всем свои благословения. Его ослепительная улыбка, сверкающие глаза и счастливое выражение лица говорили: «Вы очень хотели, и Я к вам приехал. Вот он Я». Никто не смог в Нем узнать Божество Йога-Нрисимхи из краснодарского храма. Преданные говорили, что есть сходство, но это не Он. На явление Господа Нрисимхадева решили установить это Божество. Весть о приезде Господа разнеслась по йатре, и в Центр началось паломничество. Преданные получали даршан Божества, а Нрисимхадев радостно наблюдал за всем происходящим. Я спросил у Анвара, где другие Божетсва, на что он ответил, что Они очень тяжелые, и он Их всех сразу не смог привезти. Сказал, что привезет позже. А вечером того дня через Интернет мы узнали, что в Краснодаре и Сочи были украдены Божества… Следуя своей практике, Анвар решил украсть Шри Шри Нитай-Шачинандану и продать Их в другой храм. На следующее утро он пришел в Центр за нашими Божествами, но в Их планы не входило покидать город. Преданные увидели Анвара, задержали его и вызвали милицию. Анвара и Господа увезли в милицию, где Нрисимхадев очень бурно проповедовал. Со всех каналов телевидения приехали журналисты. Они снимали Господа, а я давал комментарии, отвечая ни их вопросы.

Это удивительная лила — путешествие. Нрисимхадева в Санкт-Петербург. Господь проповедовал по всем каналам, во всех новостях и в газете «Комсомольская правда», по радио — на всю страну и Европу, давая всем и каждому свою беспричинную милость. Божества вернулись домой в Краснодар и Сочи. Эта игра Господа сплотила преданных и заняла их в еще большем служении Ему.

В заключение можно сказать, что эта лила показала преданным много аспектов во взаимоотношениях к Кришной. В «Шримад Бхагаватам» сказано, если преданный искренне хочет служить Господу, то Господь незамедлительно отвечает на это желание и приходит к нему. Господу очень нравится любовное служение Своего преданного, и Он с радостью отдает Себя в руки такого преданного.

Проповедники в движении Сознания Кришны должны действительно чувствовать, что даже йаваны и млеччхи принимают духовную жизнь в силу панчаратрика-видхи Нарады Муни. Человечество сможет обрести мир и благословения Господа, когда последует ученической преемственности, как рекомендовал Чаитанйа.
(Шримад Бхагаватам, 4.27.26, комм.)

Радхавинод дас:

Все истории с Божествами у меня связаны с тем, как к Ним приходят разные люди. Например, во время одной из последних субботних харинам, когда мы воспевали святые имена Бога на Московском пр., нам почти не встречались люди. Примерно, один человек на 50 метров. Казалось, что петербуржцы почти исчезли, и только грохот машин настойчиво приглушал наше пение. Но меня поразило, что один довольно пожилой человек в стареньком пиджаке, с медалями на груди и с палочкой прошел с нами всю харинаму. И он вдохновлено общался с преданными, угощался прасадом, призывал редких прохожих отведать сладости. Необычная джива. После харинамы этот человек как-то потерялся из виду. У нас в тот день была программа в ДК «Железнодорожников», и на ней я уже забыл необыкновенного ветерана, который радостно пел и танцевал вместе с нами на харинаме. Был киртан, Гаура-арати, после которого преданные подошли к Божествам, чтобы получить Их даршан, вознести молитвы. И вдруг я увидел знакомую палочку, медали на лацкане потертого пиджака… Это был наш удивительный спутник по харинаме, который после нее вместе с преданными поехал на программу. Теперь он стоял напротив Божеств и любовался Ими. Это меня очень впечатлило. Я обратился к нему: «Посмотрите, Господь принимает форму Божества, чтобы нам было легче обратиться к Нему, предложить свое служение». И этот пожилой человек внимательно посмотрел на меня и проникновенно сказал: «Да, это так», — и пошел слушать лекцию. Меня поражают такие истории, показывающие, как люди приходят к Богу.
Это слава Шри Шри Гаура-Нитай, Слава Шри Шри Нитай-
Шачинанданы!

Арчана-паддхати, ежедневное поклонение Божеству, предоставляет возможность прикасаться к телу Верховной Личности Бога и тем самым даёт счастливую возможность человеку обрести духовное тело и вернуться назад к Богу. Не только через прикосновение к телу Всевышнего Господа, но просто через слушание повествований о Его играх, воспевание Его славы, прикосновение к Его стопам и предложение поклонов — другими словами, через то или иное служение Господу — человек очищается от материальной скверны. Таков результат прикосновения к Всевышнему Господу.
(Шримад Бхагаватам, 8.4.6, комм.)

Джива-раджа дас:

Из всего моего небольшого опыта в поклонении нашим возлюбленным Шри Шри Нитай-Шачинандане я вспоминаю один случай наиболее ярко. Это было во время приезда Девамриты Махараджа, когда во время киртана Божества стали падать с алтаря. В тот момент все преданные обратили взоры и внимание на Божества. Хотя ситуация была, мягко говоря, шоковой, тем не менее потом я вспоминал эту историю и много из неё уроков извлёк. Многие преданные стали переживать — ведь наши Божества падают! Я поймал Гаурангу, а Видагдха Широмани прабху — Нитйананду (может наоборот, уже не помню). Я редко видел Божества в таком настроении. Не хочу показаться сахаджией, но мне казалось, что Господь смеялся. И не было никакой потом тяжести, как при случае с оскорблением Божеств. Казалось, что Господь хотел обратить на Себя внимание.

Так, участвуя в деятельности храма, мы уже пребываем на Ваикунтхе.
(Письмо Шрилы Прабхупады от 6 ноября 1974 г.)

Ачьютаграджа дас, Карттики даси:

Преданные обычно просят рассказать какие-то особые истории, связанные с Божествами, но самое удивительное и необычное — это то, что по милости Шри Шри Нитай-Шачинанданы у нас есть возможность общаться с преданными, воспевать святые имена, читать и слушать Бхагаватам, служить, и жить на маленьком островке духовного мира посреди Кали-юги под защитой наших дорогих Божеств.

Для преданных Божество — Сам Кришна. Они тождественны. Мы тратим столько денег, чтобы поклоняться Божеству, но это не просто статуя. Это было бы не очень разумно. Мы поклоняемся сакшад Кришне. И суть поклонения в том, чтобы очистить ум. Чето-дарпана-марджанам…Когда ум очищен, тогда вы можете думать о Кришне.
(Лекция Шрилы Прабхупады, Шримад Бхагаватам 1.7.6, 18.04.75, Вриндаван)

Ачьютатма дас:

Истории? У меня есть несколько глубоких переживаний и историй, связанных с Нитай-Шачинанданой. Они помогают мне в трудные минуты моей жизни. Их вмешательство оставило неизгладимый след в моем сердце. Даже скорее наоборот убрало из него рубцы и следы ран. Эти проявления милости Нитай-Шачинанданы мне очень дороги, и я хотел бы сохранить их в тайне. Самое интимное, что у нас может быть — это наши отношения с Богом.

Но я порекомендовал бы преданным при установлении своих отношений с Божествами обратить внимание на такой важный момент. Мне нравиться комментарий Шрилы Прабхупады на 11 текст 9 главы Бхагавад-Гиты:

«Объясняя этот стих, Джива Госвами говорит, что Кришна в виде Своей полной экспансии, Параматмы, или Сверхдуши, находится во всех движущихся и неподвижных живых существах, поэтому преданный-неофит, сосредоточенный на поклонении арча-мурти, образу Верховного Господа в храме, но не способный уважать других живых существ, не получает никаких результатов такого поклонения».

Из этого комментария понятно, что невозможно приблизиться к Нитай-Шичинандане, расталкивая всех локтями на своем пути. Преданный может воображать, что видит Гаура-Нитай, но вместо этого он смотрит на металлические фигурки.

Надеюсь, что эти наставления Шрилы Прабхупады и Шрилы Рупы Госвами помогут нам развивать отношения с Господом.

Шри Шри Нитай-Шачинандана ки — джайа!

Для преданных Божество — Сам Кришна. Они тождественны. …Мы поклоняемся сакшад Кришне. И суть поклонения в том, чтобы очистить ум. Чето-дарпана-марджанам…Когда ум очищен, тогда вы можете думать о Кришне.
(Лекция Шрилы Прабхупады, Шримад Бхагаватам 1.7.6, 18.04.75, Вриндаван)

Видагдха Широмани дас:

Если говорить о взаимоотношениях со Шри Шри Нитай-Шачинанданой, то, в моем случае, они, наверное, развиваются преимущественно через исполнение киртана для Их удовлетворения. Это удивительное служение, которое я стараюсь, в меру своих возможностей, выполнять. Мне очень нравится петь бхаджаны для Божеств, особенно «Гаура-арати». Помню, когда в Гурукуле младшие классы обучали петь этот бхаджан, одна матушка сделала очень красивую декорацию, на которой был изображен берег Ганги. И, в процессе исполнения Гаура-арати, она добавляла к этому живописному пейзажу персонажей: Господа Чайтанйу на троне, украшенном драгоценными камнями, рядом — Господа Нитйананду, Господа Брахму, проводящего арати… Меня это очень впечатлило. И с тех пор, когда мы поем «Гаура-арати» для Шри Шри Нитай-Шачинанданы, я стараюсь представлять, как вся эта красивая церемония происходит вокруг Них. Мне это помогает и вдохновляет петь этот бхаджан более осознанно. Во время киртана и арати я стараюсь смотреть на Господа Нитьянанду и Господа Чайтанйу, потому что в эти мгновения Они особенно красивы. Мне кажется, это происходит из-за того, что глаза всех преданных направлены в это мгновение только на Них, пуджари предлагают Им благоприятные предметы, и Они отвечают на проявление любви со стороны преданных, становясь все красивее и привлекательнее. Ну и, конечно, Им доставляет огромное удовольствие совместное воспевание Святого Имени и экстатичные танцы преданных. В эти моменты взаимообмена эмоциями между преданными и Божествами Шри Шри Нитай Шачинандана кажутся мне особенно «живыми», и эти впечатления помогают мне дожить до следующих выходных, чтобы снова встретится с Их безграничной милостью.

…Есть много историй, воспоминаний преданных, которые прославляют Шри Шри Нитай-Шачинандану, Их трансцендентные качества. Например, мне вспоминается, как в те времена, когда у нас был центр на Фонтанке, преданные решили проводить дополнительные киртаны. ЕС Шрила Ниранджана Свами сказал мне тогда, что если вы будете исполнять больше киртанов и бхаджанов для удовлетворения Божеств и молиться Им, то община преданных будет разительно изменяться, появится храм, и начнут приходить новые преданные. Мы стали до программы и после нее садиться вокруг Шри Шри Нитай-Шачинанданы и петь для Них. Это очень вдохновило преданных и… вскоре у нас появился храм (центр на ул.Воронежской), отношения между преданными стали более семейными и стали приходить новые, очень энтузиастичные преданные . Многие, и я в том числе, тогда особенно почувствовали милость наших Божеств. И осознали, что если мы будем молить Шри Шри Нитай-Шачинандану, то у нас всё обязательно появится: храм, друзья, совместное служение, а самое главное — возможность еще больше петь Святое Имя вместе перед Ними… и так бесконечно.