Слово бхакти происходит от корня бхаджа, который означает «преклоняться, любить, быть преданным». И это точно передаёт суть бхакти-йоги. От того же корня происходит слово бхакта, означающее человека, который практикует бхакти-йогу, чувствует преданность.
Бхакти-йога – самый естественный поиск Божественного, начинающийся, продолжающийся и завершающийся в любви. Одно мгновение пламенной, всепоглощающей любви к Богу приносит нам вечную свободу.
«Бхакти, – говорит Нарада в своём объяснении афоризмов этого учения, – это неудержимая любовь к Богу».
«Когда человек проникается ею, он любит всё, всегда чувствует себя довольным и ни к чему не питает ненависти».
«Эта любовь не может сопровождаться мыслью о каких-либо земных выгодах, потому что, пока продолжаются земные желания, такого рода любви не бывает».
«Бхакти выше кармы, выше йоги, последние имеют в виду цель, бхакти же сама и средство, и цель».
Универсальность этого пути состоит в следующем. Тот, кто склонен к глубокой преданности и поклонению может идти путём бхакты, сосредотачивая всё своё существо на объекте поклонения. Этот метод в конечном итоге может привести преданного к трансцендентальному опыту всепоглощающей бхакти. Со временем и накоплением опыта такая бхакти будет становиться всё сильнее и приведёт к трансцендентальному знанию. С другой стороны, если человек не склонен к служению и преданности и выбрал другой путь йоги, то этот путь в конце концов также приведёт его к духовному опыту, что автоматически приведёт его к бхакти, так как он постигнет нечто такое, чего не знал ранее. То есть, пути людей склонных и не склонных к поклонению в конечном итоге сходятся.
Вначале бхакти-йога представляет полное сосредоточение внимания на объекте поклонения и любви. Эта ограниченность автоматически исчезает, когда преданность приводит человека к расширенному осознанию и из самой глубины его сердца возникает спонтанная бхакти. Он тогда осознаёт божественную сущность, стоящую за всеми существами. Также важно в практике бхакти-йоги поклонение без всякого ожидания плодов.
В Уддхава Гите сказано: «Поклоняющийся мне не желает ничего, даже трансценденции, если Я ему её не предложу, ибо отсутствие желаний – самый прямой путь к освобождению».
Отсутствие ожиданий представляет собой фундаментальный аспект бхакти-йоги. Эту идею кратко выразил великий бенгальский бхакта Чайтанья: «Я молюсь не ради богатства; я молюсь не ради почестей. Не ради удовольствия или даже радостей поэзии. Я лишь молюсь, чтобы в течение всей своей жизни. Иметь любовь и преданность… иметь чистую любовь, чтобы любить Тебя».
Бхакти необходима, когда есть Гуру. Она составляет основу взаимоотношений ученика и Гуру. Без бхакти ученик не восприимчив к наставлениям и вибрациям сознания Гуру, и тогда Гуру не сможет преобразовать грубую природу ученика в более тонкую форму.
Путь к совершенству труден и опасен, его часто сравнивают с путём по лезвию бритвы: если сильно отклоняешься в ту или иную форму, то рискуешь впасть в заблуждение. Именно Гуру показывает ученику, как обходить препятствия. Преданность гуру превозносят все священные писания всего мира.
Этапы преданного служения
Ступени Бхакти:
Вишванатха Чакраварти Тхакур
1. милость преданных
2. служение преданным
3. вера
4. сатху санга (предание гуру)
5. желание поклоняться (желание баджана — желание поклоняться)
6. анартхан иврити
7. ништха (постоянство в преданном служении)
8. ручи (вкус)
9. асакти (привязанность)
10. рати (бхава бхакти)
11. према (чистая любовь к Богу)
12. видить всевышнего (вайкунтха)
13. вкушуние его сладости
Рупа Госвами
1. вера (шраддха)
2. общение с преданными (садху-санга)
3. выполнение преданного служения (бхаджана-крийа)
4. избавление от нежелательных качеств (анартха-нивритти)
5. постоянство в преданном служении (ништха)
5. вкус (ручи)
7. привязанность (асакти)
8. бхава (стадия, предшествующая любви к Богу)
9. према (чистая любовь к Богу).
Бхакти-расамрта-синдху 1.4.15-16