СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ СОСТОЯНИЯ ЕГО УМА

Суть-то в том, что счастье человека, как это ни парадоксально, ровным счетом не зависит ни от чего внешнего. Не зависит. Счастье человека зависит только от состояния его ума. Два разных человека в совершенно одинаковых условиях – один может быть абсолютно счастливым, другой будет абсолютно несчастным. Люди в концентрационных лагерях были, так? Там были счастливые люди – в жутких, страшных условия – и были люди, которые сходили с ума просто, на следующий день от того, что ум отказывался, отвергал всю эту ситуацию внешнюю. Счастье находится в нас, внутри, в уме.

В этом смысле мне хотелось, чтобы мы с вами подумали – потому что мы очень сильно зависим от нашей культуры, наша культура очень близорукая. В целом культура, в которой мы живем, видит очень недалеко и ставит перед собой очень ничтожные, маленькие цели незначительные, тогда как изначально ведическая культура ясно ставила и учила человека достижению этой цели, как стать счастливым по-настоящему. Мне хотелось в связи с этим, чтобы мы с вами поговорили о 4-х целях Аюрведы и потом перенесли это на нашу с вами жизнь, на нашу с вами практику. Если взять современную медицину, то какая ее цель? Кто-то сказал правильно, деньги заработать. В общем-то да, если уж совсем честно говорить, то тогда просто деньги зарабатывать в основном.

Каким образом работает современная медицина? Человек когда приходит к врачу? Когда уже поздно, да. Как правило, когда он уже заболел. И что говорит? Пропиши рецепт. У врача там 50 человек дальше стоит, он ему быстро рецепт прописывает, не глядя на него, у него уже лежат эти выписанные рецепты на все случаи жизни. Все кончилось на этом. Максимум, что может сделать современная медицина – вылечить болезнь. Человек приходит с болезнью, с болью, ему дают какое-то лекарство, он пьет пилюльку, боль на какое-то время уходит и все хорошо, он опять бегает, пока снова что-то не заболело и пока совсем поздно не стало.

🍃Послушайте о 4-х целях Аюрведы:

Первая цель – излечить от болезни безусловно, потому что если человек болен, его надо излечить.

Вторая цель гораздо более важная: научить человека не болеть, поддерживать здоровье. В этой связи сама система оплаты Аюрведических докторов, которая существовала в ведической культуре, очень любопытна. Врачам платили здоровые люди. Врач обходил деревни и здоровые люди платили, больные не платили ничего, потому что это их вина была в том, что они заболели. Современным врачам платит кто? Больные, поэтому в интересах врачей, чтобы больных было больше, чтобы болели на здоровье как можно больше, чем больше они будут болеть, тем лучше. Врач обходил, он заходил в дома, у него было несколько деревень и он спрашивал: „Как, все хорошо?” Ему говорили: „Все хорошо” и давали пожертвование. Если он приходил и кто-то болел, ему пожертвования не давали принципиально. Вторая цель – научить человек поддерживать здоровье, научить человека быть здоровым. Это важная цель.

Следующая цель … Четыре цели. У современной медицины одна цель – дай Бог вылечить болезнь. Аюрведа изначально – это совсем другой феномен культурный, совсем другое явление. Первая цель – излечить болезнь и избавить человека от боли. Вторая цель – научить поддерживать здоровье. Еще две очень важных, какая следующая, как по-вашему? Следующая цель – это усилить иммунитет, то есть сделать человека, в принципе, неподверженным болезням. Это то, что называется в Аюрведе расайаной или омоложением человека. Человека избавляют от непосредственной проблемы, но дальше работают над тем, чтобы болезнь в принципе не приближалась к нему, чтобы рядом она не подходила к нему близко.

Наконец, 4-ая цель – полностью избавить человека от болезни, то есть избавить его от тела. (смех) Аюрведа говорит: я должна в конечном счете привести человека – это цель Аюрведы! – к освобождению от упадх, от отождествления себя с этим телом. Это настоящая цель Аюрведы, высшая цель, привести человека к тому, что он осознает себя как душу и перестанет себя отождествлять полностью с этим исполненным болезней телом.

В связи с этим есть 4 цели ведической философии, точно те же самые, или ведической психологии и 4 цели нашего семинара.

Первая цель – излечить от горя, от депрессии, от болезненного состояния ума. Потому что что такое болезнь ума? Горе, депрессия, когда ум находится в подавленном состоянии, когда не хочется жить, когда никаких сил нет. Было у кого-нибудь такое состояние, когда вообще, вставать не хочется, просыпаться не хочется и если проснулся, хочется заснуть и спать, чем дольше, тем лучше. Когда ум вообще просто не в состоянии ничего сделать, никакого ни энтузиазма, ничего нету. Это болезнь, это тяжелое состояние. В наше время депрессия становится все более и более распространенной вещью, это будет убийца номер один, то, что косит людей, мы сегодня будем немножко о природе депрессии говорить, каким образом депрессия попадает в ум. Но это первое, избавиться от горя.

Вторая какая цель? – Научить человека поддерживать ментальное здоровье, то есть, научить человека жить так, чтобы он не впадал в депрессию, так, чтобы он был в этом состоянии возвышенном, когда есть энергия, сила, когда все хорошо, когда улыбка не сходит с лица, потому что ум улыбается. На самом деле все же идет от ума. Когда человек в депрессии находится, какую он форму принимает внешне? Все искривляется, все падает, опускается, потому что ум находится в этом состоянии – больной, слабый, бледный ум. Поэтому вторая цель – это научить жить так, чтобы ум находился в хорошем состоянии.

Что еще, третья какая цель? Очень важная. Да, умственный иммунитет должен быть сильным. Иначе говоря, ум должен находиться в таком состоянии, чтобы горе, депрессия даже не приблизились близко, чтобы никакая ситуация нас в это не повергло. Сильный иммунитет в уме значит … У нас разная степень умственного иммунитета – одного человека мелочь повергает в такое состояние, что его там бригада врачей должна выводить из этого состояния, в Кащенко, вытягивать оттуда. Мелочь какая-то, ничего не произошло: „Ааа-аа-аа!” – ум взбесился. А если ум у человека ум сильный, то что бы с ним ни произошло, что он говорит? „Ну да, Харибол! Какие проблемы? Бывает и хуже. Ноги отрезало, но руки зато целы.” Это ум с сильным иммунитетом, это ум, который не поддается внешним влияниям, который не подвержен болезням. Болезни не могут его взять – в какой бы мы ситуации ни оказались, ум мой счастливый, у него есть энтузиазм, понимание, цель, все хорошо. Это следующая цель ведической философии, ведической практики – сделать так, чтобы ум находился в этом ясном, четком, спокойном и равновесном состоянии.

Наконец, четвертая цель ведической философии какая? – избавить от всех ложных отождествлений, вывести за пределы проблематичной зоны, потому что мы находимся в ней и все время проблемы будут возникать. В конце концов Веды должны нас вывести нас на сушу, на безопасное состояние, когда мы будем в принципе неподвержены всему этому. То есть постепенно-постепенно, это в сущности 4 ступени избавления от болезни. Первая – это самое минимальное. Кто пришел в сознание Кришны, потому что у него депрессия была? Обычно люди приходят сюда не от хорошей жизни, обычно приходят, потому что … Но в конце концов надо вывести себя полностью за пределы самой возможности заболеть.

В связи с этим тоже очень любопытное определение того, что значит здоровье. Кто-то знает как здоровье звучит на санскрите? Очень много есть слов на санскрите. (из зала: свадхйайа и арогйа) Арогйа, это одно, да. Свадхйайа – это нет, это изучение священных писаний. Свастха. Сва-стха – кто-то слышал это слово? Кто-то знает что оно значит? Стха, значит находиться, сва-стха значит быть в себе буквально. Сва-стха – я нахожусь, я утвержден в себе. За этим стоит очень глубокая философская концепция. Есть понимание такое, что не в себе человек, так? Не в себе слегка. Это значит, что он нездоров, что нездоров его ум.

Здоровье ума значит находиться в себе и быть утвержденным в себе. Стха, значит в том числе соблюдать равновесие, стха, значит находиться в этом равновесном, устойчивом состоянии. Сва значит „я”. В сущности, здоровье в переводе с санскрита значит понимать кто такой я. Здоровье это же самое, что самоосознание. Поэтому Шрила Прабхупада поставил диагноз этому миру, он сказал: в этом мире все больные. Когда первые преданные вышли на харинамы, то там какие-то заголовки были “Crazy!” – сумсшедшие. Шрила Прабхупада написал листовку, которая называлась: еще непонятно кто сумасшедший – „Who is crazy?!” Я должен знать кто такой я. Если я не знаю кто такой я, я – сумасшедший, правильно? Кто такой сумасшедший? Это определение сумасшедшего – тот, кто не знает кто я такой и чего я тут делаю, правильно? Это все. Люди – спроси у них кто они такие …

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами
Семинар «Практические и научные основы сознания Кришны», Москва, 2007 г. (Диск 114, л. 4)