XIII. Садхана

Практикуя сознание Кришны, человек должен искренне следовать некоторым регулирующим принципам, среди которых есть как предписания, так и запреты. Шрила Рупа Госвами перечисляет 64 таких регулирующих принципа, пять из которых считаются наиболее важными:

• Поклонение Божеству
• Слушание Шримад Бхагаватам
• Общение с преданными Господа
• Повторение святого имени и
• Жизнь в святой Дхаме (или поклонение Туласи Деви)

1) Джапа
а) Повторение святого имени — единственная самая важная деятельность в жизни преданного. Повторение джапы — существенно необходимый процесс, данный великими ачарьями для очищения нашего сердца. Это первый обет, который преданный даёт духовному учителю во время дикши. Поэтому повторение по меньшей мере шестнадцати предписанных кругов Харе Кришна Маха Мантры ежедневно, без отклонений — главная обязанность каждого серьёзного преданного.
б) Шрила Прабхупада говорит, что 99% нашего духовного продвижения происходит благодаря повторению святого имени. Поэтому преданный, искренне и регулярно повторяющий по крайней мере 16 кругов каждый день, избегая оскорблений, будет быстро прогрессировать в сознании Кришны.
в) Джапа — исключительная деятельность.
Когда мы придаём большое значение какой-либо деятельности, мы отводим для неё определённое время. Подобным же образом, каждый преданный должен использовать время, отведённое для чтения своих кругов, исключительно для джапы и ни для чего другого, даже если у вас есть какое-то служение. Т.е., во время повторения джапы преданный не должен читать газеты, разговаривать или даже слушать киртаны и т.д. Джапа — это деятельность, которая требует нашего полного, безраздельного внимания. Во время джапы не следует отвечать на телефонные звонки. Звонящего следует любезно попросить оставить сообщение или позвонить позже. Даже посетителей, которые приходят к вам лично, следует попросить подождать. Когда мы повторяем святое имя, мы непосредственно общаемся со Всевышним Господом, Шри Кришной, так как Кришна неотличен от Своего имени. Кришна, самое важное лицо во всём Творении, дарует нам Своё общество, приходя к нам в форме Своего святого имени. Поэтому никому не позволяйте прерывать это святое общение. (Помните: если есть желание, найдётся и возможность)
г) Сильное желание.
Основа нашей духовной жизни — сильное желание. Наше сильное желание повторять святое имя — это то, что больше всего удовлетворяет Кришну. Это желание является основным условием для хорошей джапы. Сильное желание должно проявляться в твёрдой решимости ежедневно повторять предписанное количество кругов, даже находясь в неблагоприятной среде или в затруднительных обстоятельствах, а также в стремлении улучшить качество своей джапы. Поэтому преданный должен быть исполнен решимости делать всё необходимое, чтобы достичь хорошего стандарта джапы, и избегать всего, что может ухудшить его джапу. Как же усилить наши желание и решимость? Благодаря процессу нитъям бхагавага севая, регулярного служения преданным и смиренного слушания Кришна-катхи.
д) Внимательное слушание.
Качество нашей джапы — это качество нашего слушания, поэтому внимательное слушание — самый важный аспект джапы. Шрила Прабхупада говорил: «Полностью сосредотачивайтесь на звуковой вибрации мантры, чётко произносите каждое имя… Не слишком беспокойтесь о скорости, более важно — слушать». И ещё: «Когда вы повторяете джапу, старайтесь очень внимательно слушать каждое слово…». Без внимательного слушания наша джапа становит-ся механической, и мы не ощущаем никакого вкуса.
е) Твёрдая вера в святое имя.
«Следует повторять святое имя Господа с убеждённостью и энтузиазмом, твёрдо веря в слова Господа Чайтаньи, который говорил, что просто благодаря повторению Маха-мантры мы сможем постепенно достичь высшей ступени преданности». (Шрила Прабхупада).
ж) Понимание смысла Маха-мантры.
Маха-мантра — это трансцендентная звуковая вибрация, и поэтому она действует независимо от того, знаем мы её смысл или нет. Тем не менее, лучше точно знать, о чём мы молимся, произнося Маха-мантру. Шрила Прабхупада объясняет:
«Произнося Харе Кришна Маха-мантру, мы обращаемся к Радхе и Кришне с просьбой занять нас служением Им». «Харе Кришна» означает «О Харе! (О Радхарани!), о Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении Вам, чтобы я мог освободиться от служения майе».
з) Молитвенное настроение.
Харе Кришна Маха-мантра — это молитва, поэтому мы должны повторять её с молитвенным настроением и полным пониманием её смысла. Наше повторение мантры должно быть подобным отчаянному плачу потерявшегося ребёнка, зовущего свою мать. Мы должны находиться в настроении беспомощности и полной зависимости от Кришны.
и) Отсутствие материальных мотивов.
На пути бхакти нашей целью является бескорыстное, непрерывное, чистое преданное служение Господу. Поэтому, повторяя мантру, мы не должны ждать от этого повторения какой-либо материальной выгоды или возможностей для удовлетворения чувств. Единственное истинное благо, о котором стоит просить Господа, — это служение Ему и возможность всегда повторять Его святое имя. Шрила Прабхупада говорил, что нам следует молиться Кришне примерно так: «Кришна, пожалуйста, не позволяй мне забыть Тебя… даже если Ты отправишь меня в ад, это не имеет значения, если я смогу всегда повторять Харе Кришна».
к) Смирение.
Гоподь Чайтанья говорит в Своей «Шикшаштаке», что до тех пор, пока мы не станем смиреннее травинки (тринад апи суничена), мы не сможем повторять святое имя постоянно. Несмотря на то, что смирение приходит естественным образом, само собой, благодаря прогрессу на пути бхакти, тем не менее, мы должны сознательно стараться проявлять смирение во всех своих поступках и взаимоотношениях, особенно с преданными. Мы должны остерегаться ложной гордости и принимать меры к укрощению её, когда она пытается поднять свою уродливую голову. Гордыня и святое имя несовместимы.
л) Подходящая обстановка.
Следует выбирать обстановку, способствующую хорошей джапе. Надо найти уединённое, тихое место (насколько это возможно), где не было бы никаких отвлекающих моментов. Например, сидеть на веранде и повторять джапу, наблюдая за происходящим на улице — не лучший способ повторения джапы. Кроме того, многие преданные вынуждены проделывать большой путь в общественном транспорте до места своей работы. Конечно, преданные могут повторять джапу по дороге на работу и обратно, но такое повторение следует рассматривать как дополнительное, а не как часть ежедневной нормы — шестнадцати кругов, так как качество этого повторения не будет хорошим.
м) Осанка — сидя, стоя и во время ходьбы.
Если человек чувствует себя бодрым, то сидячая поза будет способствовать хорошему качеству его джапы. Рекомендуется сидеть скрестив ноги, с прямой спиной. Не следует прислоняться к стене, сутулиться или опираться локтями о колени и бедра, так как это очень быстро приведет к сонливости. Ещё хуже — сидеть, развалившись в кресле или лежать на постели — это самый лучший способ быстро заснуть.
Если человек чувствует сильную сонливость, или его ум слишком беспокоен, то лучше читать джапу стоя или во время ходьбы. В конце концов, что толку в неподвижной позе, если ум бегает туда-сюда или вообще спит?
Когда вы читаете джапу стоя, опять же, чтобы не заснуть, следует избегать соблазна прислониться к чему-либо. Обусловленный ум постоянно ищет способы отвлечь нас от наслаждения именами Кришны.
Многие преданные предпочитают повторять джапу во время прогулки. Хотя этот способ, несомненно, санкционирован ачарьями, всё же нужно стараться не смотреть по сторонам и не отвлекать своего внимания на какие-то предметы или людей, встречающихся по дороге. Полезный совет — идти, слегка наклонив голову и глядя вниз.
н) Бодрость ума.
Нужно поддерживать свой ум в бодром состоянии на протяжении всей джапы. Если, садясь, преданный чувствует сонливость, ему следует немедленно встать или начать ходить. Как только ум начинает блуждать, его нужно сразу же возвращать к сосредоточенности на звуке святого имени.
о) Джапа — это не гонка.
Иногда может возникнуть соблазн попытаться «побить рекорд» в скорости чтения джапы, стремясь закончить свои 16 кругов за меньшее время, чем вчера. Этого нужно избегать. На первом плане всегда должно оставаться чёткое, внимательное повторение, а скорость надо подобрать так, чтобы она была естественной и удобной для вас. Не следует «проглатывать» слова маха-мантры. Не нужно идти на компромисс с качеством джапы. Повторение шестнадцати кругов у многих преданных занимает чуть меньше двух часов.
п) Постоянно обсуждайте
Джапа настолько важна, что преданные должны постоянно обсуждать этот предмет, подчёркивать его важность и делиться опытом.
р) Лучшая джапа — в обществе преданных
Хотя чтение джапы — индивидуальная духовная практика, рекомендуется повторять джапу в обществе преданных. Читая джапу в одиночку, мы можем стать немного небрежными, невнимательными или сонливыми. В обществе преданных мы всегда на виду, и всегда найдётся кто-нибудь, кто проследит, чтобы мы не «витали в облаках». Когда преданные читают джапу вместе, это создаёт мощную вибрацию, и джапа в такой атмосфере повторяется просто великолепно.
Поэтому, там, где это возможно, преданные должны приходить на утреннюю джапу в храм. Преданные, живущие далеко от храма, могут собираться где-то в своём районе и читать джапу вместе настолько часто, насколько это возможно. Это очень рекомендуется.
с) Джапа рано утром.
Джапу следует читать рано утром, лучше всего — во время брахма-мухурты. Если это невозможно, то следует делать это позже, но настолько рано, насколько возможно. Вставать рано утром — обязанность всех преданных. В этом отношении не должно быть никаких компромиссов. Желательно иметь фиксированное время для своей утренней джапы. Четкое распределение времени — важный элемент садхана-бхакти. Нужно стараться прочесть по крайней мере 10 или 12 кругов перед тем, как вы выходите из дома, чтобы пойти на работу. И чем больше кругов вы успеваете прочесть, тем лучше.
т) Насколько громко следует читать джапу?
Джапу можно читать как тихо (чтобы было слышно только самому себе), так и громко. «Хорошая джапа» не обязательно означает громкая джапа. Важно не то, с какой громкостью мы читаем джапу, а то, насколько внимательно мы слушаем. Читая джапу вместе с другими преданными, нужно быть чутким и не мешать другим сосредоточиться.
у) Святое имя или игры?
Иногда преданные задают вопрос, можно ли во время джапы вспоминать игры Кришны. Вот что говорит об этом Шрила Прабхупада:
«…Таким образом, вы не должны делать различия между слушанием звука и памятованием об играх. Но процесс заключается в том, чтобы слушать, и тогда игры, облик, качества Кришны сами придут в ваш ум…»
В другом месте Шрила Прабхупада пишет:
«…Вообще говоря, процесс состоит в повторении и слушании, но если при этом в вашей памяти всплывает лила Кришны, то это очень хорошо. Это должно происходить само собой… Не следует искусственно вспоминать игры Кришны…»
ф) Оскорбления святого имени
Следует избегать десяти оскорблений святого имени. Эти оскорбления перечислены в Приложении VI. Шрила Прабхупада говорит, что «качественно» повторять святое имя означает избегать вышеупомянутых оскорблений.
х) Не следует забывать повторять пранама-мантру гуру и Панча-таттва-мантру перед началом чтения джапы.
ц) Значение Панча-таттва-мантры объясняется в Приложении V.
2) Четыре регулирующих принципа
а) Нужно строго следовать четырем регулирующим принципам:
• Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца (а так же лук, чеснок и грибы)
• Не принимать одурманивающих веществ, таких как спиртные напитки, кофе, табак в любом виде, орехи бетеля (пан), пан масалу и.т.д.
• Не вступать в недозволенные половые отношения (не вступать в половые отношения вне брака, а в идеале — и в браке только для зачатия детей)
• Не играть в азартные игры, включая игру на бирже, нечестный бизнес, лотереи, лото и т.д.
б) Преданным следует избегать:
• просмотра коммерческих фильмов
• просмотра телевизионных программ и видеофильмов, не имеющих отношения к сознанию Кришны
• чтения романов и других мирских книг
• чтения журналов, связанных с кино, спортом, политикой, сексом, общественной жизнью и т.д.
Подобная деятельность оскверняет наше сознание и подталкивает к нарушению четырех регулирующих принципов.
3) Сат-санга
а) Нужно РЕГУЛЯРНО общаться с преданными. «Регулярно» означает настолько часто, насколько это возможно в вашей ситуации.
б) Чем больше человек общается с искренними преданными, тем быстрее будет он будет развиваться в сознании Кришны.
в) «Сат-санга» не означает, что преданные просто физически собираются вместе. Важно, чем вы занимаетесь в обществе преданных. Основа для сат-санги — это санкиртана, Кришна-катха и сева. Праджалпы (мирских разговоров) следует избегать.
г) Во время сат-санги следует вести себя смиренно, стараться внимательно слушать других, а не только говорить самим.
д) Общество преданных — это высшая награда, без которой наша жизнь была бы скучной и бессмысленной. Без регулярного общения с преданными мы, без сомнения, будем всё дальше и дальше отходить от сознания Кришны.
е) Общение может быть личным (ВАПУ, т.е. физическое присутствие гуру и вайшнавов) или через слова (ВАНИ, т.е. наставления гуру и вайшнавов). Важно и то, и другое.
ж) Сат-санга будет полноценной, если мы будем искренне стараться следовать тому, что мы внимательно выслушали от вайшнавов.
з) Нужно принять наставника, который был бы нашим другом и руководителем.
4) Отказ от асат-санги
а) Так же как сат-санга необходима для поддержания вдохновения в духовной жизни, не менее важен и отказ от асат-санги (т.е. общения с непреданными).
б) Общение с непреданными следует свести к минимуму, так как оно оскверняет наше сознание.
в) Следует общаться с непреданными только в рамках необходимого минимума, т.е. когда это необходимо для:
• исполнения профессиональных обязанностей
• исполнения основных социальных обязанностей, таких как обязанности по отношению к близким родственникам, соседям, сослуживцам и т.д.
г) Наставляя Санатану Госвами, Господь Чайтанья говорил, что основная черта характера преданного — то, что он держится в стороне от нежелательного общения.
д) Существует два вида нежелательного общения:
1. Общение с теми, кто слишком привязан к женщинам (т.е. к противоположному полу) и материальному богатству.
(В «Бхагаватам» говорится, что, вступая в такое общение, преданный лишается всех хороших качеств, таких как правдивость, чистота, милосердие, серьёзность, разум и т.д., т.е. всех достоинств, которые сами собой приходят к преданному. Ничто не может заставить человека так быстро деградировать, как общение с порочными людьми)
2. Общение с теми, кто не является преданным Господа Кришны.
(Господь Чайтанья, цитируя писания, говорил, что лучше оказаться запертым в клетке, охваченной огнём, чем общаться с непреданными.)
5) Чтение
а) Преданные должны ежедневно читать книги духовного учителя, такие как «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и т.д. Начать можно с маленьких книг, таких как «Нектар Наставлений».
б) Других книг следует избегать.
в) Читать следует вдумчиво, внимательно и систематически, а не от случая к случаю, как читают романы. Рекомендуется во время чтения делать пометки и заучивать наиболее важные шлоки.
г) Чтение необходимо для того, чтобы совершенствовать наше понимание философии. Это усилит нашу убеждённость, веру и решимость.
д) Чтение очень важно для проповедника.
е) Чтение — это тоже слушание.
ж) Следует также прослушивать сборники хороших лекций, которые есть в фонотеке вашего храма.
6) Сева
а) Постарайтесь взять на себя какое-то особое служение (севу), чтобы помочь миссии духовного учителя. По этому поводу лучше посоветоваться со своим наставником.
б) Существуют также различные виды севы, которые можно выполнять в храме и во время храмовых программ.
7) Поклонение божествам
а) Всем грихастхам очень важно поклоняться Божествам у себя дома. Божества могут быть нарисованы, сделаны из дерева, глины, мрамора, металла и т.д. Алтарь можно соорудить в соответствии со своими средствами.
б) О подробностях постройки алтаря, порядке и стандартах поклонения, необходимых принадлежностях и т.д. можно проконсультироваться с другими преданными.
в) Поклонение Гаура-Нитай как основным Божествам принесёт вашей семье большое благо, хотя можно также поклоняться и Радхе-Кришне.
г) По стандарту на алтаре должны присутствовать гуру, парам-гуру, Гаура- Нитай или Панча-татгва и Радха-Кришна
д) Не обязательно, чтобы стандарт поклонения домашним Божествам был таким же, как стандарт поклонения Божествам, установленным в храме. Тем не менее, надо стараться, чтобы поклонение совершалось регулярно, согласно установленному распорядку и в соответствии с обстоятельствами.
е) Посещение храма всегда должно быть на первом месте. Ради этого домашних Божеств можно уложить отдыхать.
ж) Минимальные требования:
• Вся пища, которая готовится в доме, должна предлагаться Божествам.
• Арати рекомендуется проводить по крайней мере два раза в день, утром и вечером, в сопровождении киртана.
• Каждому арати должно предшествовать предложение бхоги.
• Во время арати нельзя разговаривать, жестикулировать, оглядываться назад и т.д.
з) Когда семья куда-то уезжает, Божеств можно уложить отдыхать.
и) Дети тоже могут поклоняться Божествам.
к) Уход за Божествами, совершение подношений Им, шитьё одежд и изготовление украшений для Них — вся эта деятельность очень очищает нас, и в этом могут участвовать все члены семьи.
л) Порядок проведения арати описан в Приложении VII.
м) Туласи Деви:
• Если есть возможность, хорошо иметь дома растение Туласи. При этом нужно обязательно обеспечить необходимое освещение и поливку.
• Листья Туласи можно класть в каждое подношение, а также на лотосные стопы Господа.
• Запомните: листья Туласи нельзя предлагать лотосным стопам гуру и даже Шримати Радхарани, или класть в подношение гуру. Однако их можно класть в руки Шримати Радхарани.
• Туласи Деви — любимое растение Кришны. Говорится, что Кришна не принимает никакие подношения, если в них нет Туласи (когда это возможно).
• Если есть возможность, можно поклоняться Туласи Деви.
н) Когда вы шьёте одежды Божествам или делаете гирлянды, нужно быть особенно вни-мательным:
• Вдевая нитку в иголку, не пользуйтесь слюной.
• Цветы, ткани и т.д. нельзя класть на пол, нужно использовать для этого специальный кусок ткани.
• Цветы, которые вы предлагаете, не должны быть испорченными и должны приятно пахнуть.
8) Аскетизм
а) Садхана преданных должна включать в себя некоторые основные аскезы, такие как ранний подъём, омовение холодной водой, упорядочение приёма пищи и общения, сведение к минимуму телесных удобств и имущества и т.д. Это описывалось ранее.
б) Важная аскеза для преданных — соблюдение постов в определенные дни, такие как Экадаши, большие праздники и дни явления и ухода ачарьев.
в) ЭКАДАШИ
• Экадаши — это одиннадцатый день прибывающей и убывающей луны, он бывает два раза в месяц. Вайшнавы регулярно соблюдают аскезу в этот день.
• Главное в этот день — не просто соблюсти пост, а усилить свою веру в Кришну и любовь к Нему. Поэтому все преданные должны соблюдать экадаши.
•Истинная причина того, что в экадаши принято соблюдать пост, — возможность свести к минимуму запросы тела и использовать своё время для занятия преданным служением.
• Пост прерывается на следующий день — в двадаши.
• В экадаши рекомендуется больше повторять святое имя, а также размышлять об играх Господа.
• В экадаши следует строго избегать употребления в пищу зерновых и бобовых.
• Если преданный в состоянии соблюдать полный пост (т.е. полностью воздерживаться от пищи и питья) и при этом выполнять все свои обязанности, то он может это делать.
• Однако, наша миссия — проповедь, и если соблюдение полного поста осложняет наше служение или проповедь, то его не нужно соблюдать. Можно принять минимум пищи и питья, необходимый для поддержания вашего служения.
• Если преданный забыл соблюсти пост в день экадаши, то он может соблюсти его на следующий день, в двадаши, и прервать пост на трайодаши.
• В день Нирджала (Бхима)-экадаши надо стараться соблюдать полный пост.
• г) ЧАТУРМАСЬЯ
• Традиционно во время этих четырех месяцев сезона дождей садху оставались в одном месте и не путешествовали.
• Аскезы, предписанные для этих четырех месяцев, следующие:
Месяц: Ашадха Бхадрапада Ашвина Карттика
Продукты, которые не следует употреблять: Зелень Йогурт Молоко Урад Дал
9) Принципы, благоприятствующие и препятствующие преданному служению
а) В «Нектаре Наставлений» Шрила Рупа Госвами говорит (тексты 2 и 3): «Преданное служение страдает, если преданный:
1. Ест слишком много или накапливает больше, чем необходимо, вещей и денег.
2. Прилагает чрезмерные усилия для достижения труднодостижимых мирских целей.
3. Без необходимости говорит на мирские темы.
4. Выполняет правила и предписания только ради них самих или не следует никаким предписаниям шастр и действует независимо, по собственной прихоти.
5. Общается с мирскими людьми, далёкими от сознания Кришны
6. Жаждет мирских успехов.
б) Следующие шесть принципов благоприятствуют преданному служению:
1. Действовать с энтузиазмом
2. Быть уверенным в своих действиях
3. Быть терпеливым
4. Следовать регулирующим принципам, таким как шраванам, киртанам, Вишну-смаранам — слушание, воспевание и памятование о Кришне
5. Избегать общения с непреданными
6. Следовать по стопам предыдущих ачарьев.
Следование этим шести принципам, без сомнения, поможет достичь успеха в чистом преданном служении.
10) Брахманы
а) Преданные, имеющие вторую (брахманическую) инициацию, должны очень строго соблюдать обет повторения мантры Гаятри.
б) Они должны прилагать все усилия к тому, чтобы постичь принципы и практику поклонения Божествам.
11) Не теряйте времени попусту
Пожалуйста, помните:
• Каждый миг человеческой жизни очень ценен, поэтому не следует тратить зря ни одного мгновения.
• Мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы как можно больше заниматься преданным служением Господу
• Мы не должны растрачивать впустую то высшее благословение, которое мы получили.

 

Путь преданного служения действительно является высшим! СЛАВА ШРИ ШРИ ГУРУ И ГАУРАНГЕ!

Позвольте напомнить вам наставления, которые дал Господь Чайтанья Рагунатхе Дасу Госвами в «Чайтанья-чаритамрите»:

«Не ведите пустых разговоров, подобно обычным людям, и не слушайте их разговоры. Не ешьте изысканных блюд и не носите роскошных одежд».
«Не ожидайте почтения к себе, но будьте почтительны к другим.
Всегда повторяйте святое имя Господа Кришны и в уме своём воздавайте служение Радхе и Кришне во Вриндаване».