Шрила Прабхупада о настоящей любви

Кэрол: Гурудев, скажите, пожалуйста, что такое любовь?

Шрила Прабхупада: Любовь — это когда у вас есть что-то очень вкусное, и вы обязательно делитесь с тем, кого вы любите.

Точно так же, влюбленные всегда дарят друг другу подарки. К примеру, когда юноша любит девушку, он всегда думает о том, как подарить ей что-нибудь, и она старается доставить ему радость своим подарком. Если у вас в сердце есть что-то сокровенное, вы обязательно захотите поделиться с тем, кого вы любите. И вы рассчитываете, что любимый вами человек тоже не будет держать от вас секретов и будет делиться с вами.

Если же вы любите кого-то только потому, что он красив — для удовлетворения собственных чувств — и у вас есть секреты от него, то это не любовь, а вожделение.

Существует шесть видов взаимоотношений в любви, или обмена любовью между влюбленными, и они являются признаками любви. Дарить и принимать подарки, угощать и принимать угощение, открывать свое сердце и выслушивать тайны другого. Это и есть любовь. И чем больше вы развиваете эти шесть видов взаимоотношений, тем больше возрастает ваша любовь.

Кэрол: Если кто-то хочет совершенствоваться в своей любви, должен ли он отдаляться от мира?

Шрила Прабхупада: Прежде всего, нужно понять, что любовь — это не то, что существует в сердце только одного человека. Для любви вас должно быть двое. И только тогда ваша любовь будет развиваться. То есть любовь соединяет двоих: любящего и возлюбленного. Это взаимоотношения двух людей, и они находятся в постоянном развитии.

Кэрол: Можно ощущать что-то в своём сердце, но это трудно выразить, объяснить.

Шрила Прабхупада: Почему трудно объяснить? Это можно объяснить. Что бы вы ни чувствовали в своём сердце — если вы не можете объяснить это значит, вы несовершенны. Вы должны уметь чётко выражать то, что чувствуете в своём сердце. Это не так, что в вашем сердце есть нечто такое, что невозможно объяснить. Это говорит только о том, что ваши знания несовершенны.

Кэрол: Часто бывает так, что наше восприятие работает как бы со стороны — через сердце, через чувства и ощущения.

Шрила Прабхупада: Научное знание о Боге не нуждается в чувствах. Здесь чувства не нужны и даже бесполезны. Знание о Боге должно опираться на факты. Нет никакой пользы от ваших эмоций. Эмоции имеют смысл только на высших стадиях экстатической любви к Богу. Но для предварительного изучения науки о Боге нет нужды в ваших чувствах.

Кэрол: И всё же в процессе бхакти, эти чувства и любовь должны присутствовать, не так ли?

Шрила Прабхупада: Да, но это уже на самом возвышенном уровне, а не вначале. Вначале преданность означает, что вы готовы предаться Богу, разумом понимая необходимость этого. Сначала вы должны понять, что Бог стоит того, чтобы Ему предаться. Кришна говорит: «Предайся Мне». Но пока вы не поймете, почему Кришна достоин того, чтобы вы ему предались, зачем вы будете делать это?

Если сразу же, как вы приехали сюда, я потребовал, чтобы вы мне предались, разве бы вы подчинились? Почему вы должны мне подчиняться, если вы не знаете ни моих качеств, ни моих особенностей? Поэтому, прежде чем предаться, вы должны узнать ту личность, которой вы собираетесь предаться. И только после этого вы предаетесь. И эта преданность — настоящая. А слепая преданность не может долго продолжаться. И слепая любовь к Богу не сможет длиться долго. А так как смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы предаться Богу, мы должны знать, кто Он такой и что Он из себя представляет. И когда это основано на прочных знаниях, ваши чувства тоже уместны. Это значит, что вы уже достигли чего-то. Если вы понимаете, что Бог даёт вам всё, то эмоции, основанные на этом знании, вполне уместны. Однако, если кто-то с самого начала осознает это и поэтому эмоционален — «О, Господь так милостив! Я должен служить Ему», — то его чувства — настоящие, и это очень хорошо.

Но у обычных людей таких эмоций не возникает. Поэтому они должны изучать науку о Боге. И уже потом, когда они полностью осознают величие Бога, чувство любви к Нему проявится в их сердцах. И это — истинное чувство. А иначе, их преданность Богу — всего лишь сентименты. Это пройдёт. Это не сможет длиться долго, ибо это — преходящее чувство.