Брахмачари ашрам

Первая ступень, духовная стадия жизни в системе варнашрамы, которую обязан достичь на своем духовном пути каждый бра̄хман̣ и вообще всякий последователь ведической традиции, стремящийся к Богу и изучающий Веды. Мальчик становится учеником (брахмача̄рӣ) духовного учителя-бра̄хман̣а. Ученик год за годом проходит обучение у своего духовного наставника у него дома (гуру-кула).

Ученик, живущий в ашраме гуру и соблюдающий обет целомудрия носит одежду шафранового (розово-оранжевого) цвета, воспитывывает в себе верность учителю, а так же такие качества как правдивость в любых обстоятельствах, непривязанность к мирскому и суетному, практикует аскетизм, развивает терпение, обладает благочестием стремится контролировать свои чувства, изучает духовную литературу. Он обучается наукам и ремеслам в зависимости от его предрасположенности к какой-либо деятельности и качеств. Его посвящают в духовное знание. Обучающийся служит учителю, помогает по хозяйству, молится по утрам и вечерам. По окончании периода обучения (как правило, до 25 лет), ученик получает наставления и подарки от учителя и покидает его дом.
В период ученичества неженатый брахмачари живет в ашраме гуру, следуя образу жизни духовного учителя, который заботится об ученике, обучает его и воспитывает. В ответ ученик должен бескорыстно делать все, что гуру попросит. В результате такого бескорыстного служения чувства и ум брахмачари умиротворяются, и он легко постигает законы нравственности. Не имея собственности и живя как монах, послушный брахмачари учится пользоваться энергиями смирения, сострадания, уважения, терпения.

В современных школах ученики не получают полного осознания подобных правил, потому что обучение проходит не в атмосфере отречения, а в атмосфере зависти и конкуренции друзей и врагов, где побеждает сильнейший, а не дружба и сотрудничество.

Для хорошего воспитания ребенка его нужно поместить в равные условия с другими. Когда же он обучен смирению и состраданию, только тогда его можно обучать профессии, и, в конце концов, он будет способен занять любое положение в обществе.

Брахмачари ашрамАшрам брахмачари очень полезен и благоприятен для каждого мужчины, но в определенный момент он может стать препятствием на пути самоосознания. Когда пробуждаются материальные желания, а молодой человек не может их реализовать в служении Кришне, тогда эти желания скажут ему: «Служение Богу не для всех людей, а лишь для избранных. Остальные Кришне безразличны. Я не избранный, и поэтому у меня пропал энтузиазм оставаться в брахмачари-ашраме. Я хочу иметь свой дом и друзей, которые меня поймут».

Такое мышление порождает критику отречения и чистого бескорыстного служения. А это большое препятствие на духовном пути. Поэтому человек должен отречься от жизни
брахмачари и покинуть этот ашрам с чувством благодарности и огромным желанием продолжать служить своему духовному учителю. Для этого он и должен занять место в грихастха-ашраме, который накладывает на него большее бремя и ответственность.

В гуру-куле в соответствии с качествами и способностями ученика определяется его социальный статус (варн̣а), в соответствии с которым он занимает то или иное положение в обществе. Но ученик может и остаться с учителем навсегда, служа ему. Такого ученика называют наиш̣т̣мика-брахмача̄рӣ (наиш̣т̣мика – «законченный», «совершенный»). Также ученик может сразу же уйти в лес отшельником. Но, как правило, большинство учеников принимает гр̣хастха-а̄ш́рам этап построения семейной жизни.