Искусство повторения Святого Имени или Как обрести богатство джапы

Джапа, или джапа-медитация означает повторение святых имен на четках (джапа-мала). Такое повторение Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе немедленно пробуждает в сердце человека экстатическое чувство любви к Кришне. Об этом со всей определенностью сказано в “Чайтанье Чаритамрите” (Ади лила 7. 83)

кришна-нама-маха-мантрера ей та свабхава
эй джаре, тара кришне упаджае бхава

“Повторение джапы является для серьезного преданного Кришны
наиболее важным занятием из всего преданного служения”.

Необходимо всегда помнить, что имя «Кришна» неотлично от Самого Кришны. И хотя никто не в состоянии измерить величие Господа, описать Его славу, красоту, богатство, знание, отречение, Его бесчисленные трансцендентальные качества, тем не менее по своей беспричинной милости Он Сам предстает перед своим искренним преданным во всем своем великолепии в форме Cвоего имени.

Перевод маха-мантры Харе Кришна

Харе – относится к потенции наслаждения. Кришна – означает всепревлекающий, т.к. является источником вечного наслаждения. Рама – означает всерадующий. Перевод – О всерадующий и привлекающий Господь, о внутренняя энергия наслаждения Господа, займи меня преданным служением Себе.

Предсказание о мантре Харе Кришна

В ведах существуют различные предсказания, и одно из них следующее – “придет племя, которое будет танцевать на земле с поднятыми руками и вертикальными тилаками на лбах. Они будут петь имена Харе Кришна маха-мантры, это уничтожит влияние века Кали, и люди просветлеют и получат освобождение”. Это время предсказывают многие другие, в том числе Библия и Нострадамус, говоря нам, что наступит царствие божие или золотой век на земле.

Маха-мантра Харе Кришна является звуковым представителем Верховного Господа, или другими словами звуковым воплощением самого Господа. Звук маха-мантры — это звук транцендентного духовного мира, и она непосредственно воздействует на эфир в сердце, устраняя причины наших страданий, ослабляет потенцию ложного эго.

Важные моменты при чтении джапы

Повторение имени Кришны — это медитация на Верховного Господа, она очищает ум и сердце человека и пробуждает в нем дремлющее чувство любви к Господу. Подобно нектару, оно возрождает вкус к истинно прекрасному, что может быть только в духовной жизни, и вызывает в преданном трансцендентные эмоции.

Для того, чтобы человек мог обрести всё благо от повторения мантры, он должен: сосредоточить свой ум, ни с кем не разговаривать; думать о смысле мантры или хотя бы помнить о том, кого мы зовем, кто такой Кришна, Рама и Харе; делать это с терпением и привязанностью, и тогда это даст всё сокровище мантры.

Медитация означает полная концентрация ума и чувств на произношении. Чтение джапы должно быть по возможности четким и бодрым, приносящим удовольствие языку и уху. Качество такого повторения в большей мере зависит от внимательности и сосредоточения на звуковой вибрации, именно поэтому хорошо делать это в утренние часы, когда в природе преобладает качество благости. Можно повторять святые имена в храме, на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, т.е. при наиболее благоприятных условиях.

Мантра-медитацией можно заниматься где угодно и в любое время — в храме, дома, на работе, в автобусе или в метро, или даже за рулем автомобиля. Но тем не менее, для чтения Харе Кришна маха-мантры существуют определенные правила.

Запреты, которые надо соблюдать при чтении джапы

  • нельзя читать мантру, перебирая чётки левой рукой (она нечистая);
  • нельзя касаться чётками левой руки;
  • нельзя читать мантру правой рукой, если она осквернена (рука должна быть чистой);
  • нельзя касаться чёток указательным пальцем;
  • нельзя касаться чётками пола и других нечистых мест,
  • нельзя при чтении мантры трясти и размахивать мешочком;
  • нельзя читать мантру с покрытой головой; (не понятный момент, для прабху скорей всего)
  • нельзя читать мантру лежа, зевая, разговаривая с кем-либо, прогуливаясь
  • нельзя читать мантру голым.

 

Символические значения пальцев правой руки:

большой палец – Бхагаван, Кришна;
средний палец — джива или разум и сердце человека;
указательный палец — ложное эго (аханкара).

При чтении мантры с использованием большого и среднего пальцев звук святого имени входит в сердце человека и в его сознание.

Мантра может читаться с использованием других пальцев для получения следующих результатов:

большой палец и указательный — для мести (гуна невежества);
большой палец и безымянный — для устранения неприятностей;
большой палец и мизинец — для исполнения всех желаний;

Шастры рекомендуют разумным людям читать мантру, передвигая бусины из туласи большим и средним пальцем.

Мантра может читаться на четках с бусинами из различных материалов для получения следующих результатов:

  • бусины из рудракши — для исполнения всех (и хороших, и плохих) желаний;
  • бусины из семян лотоса — для победы над врагами;
  • бусины из золота — для получения всех материальных наслаждений;
  • бусины из хрусталя — для удачи;
  • бусины из туласи — для исполнения только тех желаний, которые принесут вам благо.

 

Человек должен хранить в тайне следующее (советует «Хари бхакти виласа»):

божество, которому он поклоняется;
имя своего духовного учителя;
мантру, полученную от духовного учителя;
свою джапа-малу (чётки).

Мы не должны показывать свои чётки, так как это нечто сокровенное, что между нами и Богом. Если мы не читаем джапу, мы должны убрать их в чистое потайное место, предвари-тельно поклонившись им, они не должны валяться, где попало.

Чётки должны находиться в мешочке, который называется «гомукха», что означает «коровий рот» или «божественная речь».

Зачем нам, в конечном счете, все эти знания?

У нас должно появиться чёткое понимание того, что всё связано в этом мире. Когда мы находимся в гуне страсти, мы делим мир, дробим его и наслаждаемся выделенным. В гуне благости мы пытаемся понять единую природу, связь всего сущего, мы пытаемся понять, как разные объекты этого мира связаны между собой.

Для того, чтобы человек мог обрести богатство джапы, всё благо от повторения мантры, он должен:

  • сосредоточить свой ум, собрать его воедино, ум должен быть чистым;
  • молчать во время повторения, ни с кем не разговаривать;
  • думать о смысле мантры или хотя бы помнить о том, кого мы зовем, кто такой Кришна, Рама и Харе;
  • делать это с терпением и привязанностью, без беспокойств, и тогда это даст всё сокровище повторения.

Cуществуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность. И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений.

Важные рекомендации по чтению джапы

  • повторять джапу в комнате, где на виду отсутствуют отвлекающие предметы, не связанные с Кришной (идеально подходит алтарная комната);
  • стараться сидеть (стоять, ходить) — с прямой спиной;
  • повторять джапу в проветренном помещении;
  • поставить перед собой изображение Кришны или духовного учителя;
  • повторять джапу рядом с другими преданными (если общий фон джапы не слишком громкий, и вы можете отчётливо слышать свою мантру);
  • повторять джапу перед Туласи-махарани;
  • повторять джапу в уединённом месте на природе.