Явление Шри Экадаши

История Шри Экадаши

Эта статья была написана в 1956 году Шри Набина Чандрой Чанраварти – учеником Шрилы Бхакти-сиддханты Сарасвати Тхакура и переведена Вьянната дасом Брахмачари. Статья содержит изложение четырнадцатой главы «Падма-пураны» (раздел «Крия сагарасара»).

Однажды великий мудрец Джаймини Риши сказал своему духовному учителю Вьясадеве: «О Гурудев! В прошлом по своей беспричинной милости ты описал мне славу Ганги, превознес великие блага, обретаемые благодаря поклонению Господу Вишну, жертвованию зерна в виде милостыни, жертвованию воды в виде милостыни, а также величие, которое приходит к человеку, если он пьет воду, которой были омыты стопы брахмана. Лучший среди мудрецов, Шри Гурудев! Теперь с великим воодушевлением я горю желанием услышать историю появления Экадаши и о тех благах, которые обретает человек, постясь в этот святой день, на Экадаши».

Шрила Вьясадева, услышав эту просьбу Джаймини Риши, преисполнился блаженства и ответил: «Святой брахман Джаймини, плоды соблюдения Экадаши могут быть в совершенстве описаны только Верховным Господом Нараяной, ибо во всей полноте описать их способен только Он. В ответ на твой вопрос я дам тебе лишь очень краткое описание».

На заре творения этого материального мира Верховный Господь создавал движущиеся и неподвижные живые существа. Одновременно с этим, для того, чтобы наказывать людей за неразумное использование предоставленной им свободы, Он создал личность, чья форма была олицетворением греха, и дал ей имя Папа-пуруша. Различные члены тела Папа-пуруши – воплощения самых отвратительных видов греховной деятельности:

  • его голова — создана из греха убийства брахмана (священника);
  • его глаза — произошли от греха опьянения;
  • желудок – убийство родных людей (матери, отца, сына, дочери);
  • его рот – кража золота;
  • пупок – убийство подопечных;
  • уши – незаконный секс с женой гуру;
  • талия – прославление себя;
  • нос – убийство своей жены;
  • бедра – оскорбления гуру;
  • руки – убийство коровы;
  • гениталии – продажа своей дочери;
  • шея – кража накопленных богатств;
  • ягодицы – разглашение сокровенных тайн;
  • грудь – воплощение греха аборта;
  • стопы – убийство собственного отца;
  • ребра – интимные отношения с чужой женой;
  • волосы – другие менее значительные грехи.

 

Так Господь создал ужасное существо, олицетворяющее все греховные падения и пороки. Его тело было черного цвета, глаза – желты. Он приносит невыразимые страдания греховным существам.

Верховная Личность Бога, Господь Вишну, увидев это олицетворение греха, подумал так: «Я источник счастья и несчастья для живых существ. Я их владыка. Я создал эту личность, которая приносит несчастья всем нечестивым, лживым и греховным существам, чтобы через страдания дать грешникам очищение и указать правильный путь духовного совершенствования. Теперь Я должен сотворить кого-нибудь, кто будет контролировать действия Папа-пуруши». Так был сотворен бог смерти, именуемый Ямараджем, и данные ему в подчинение различные адские планетарные системы. «Те живые существа, – подумал Господь, – которые очень греховны и по собственной воле нарушают предписанные Мной обязанности, после физической смерти будут посылаться к Ямараджу. Он отправляет грешников на страдания к Папа-пуруше в различные области ада, соответствующие совершенным грехам. Так будет исполняться основной закон материального мира – закон справедливости».

Устроив всё подобным образом, Верховный Господь на Гаруде отправился в жилище Ямараджа. Когда бог смерти увидел приближающегося Господа Вишну, он немедленно омыл Его стопы, подготовил изысканные подношения и предложил золотой трон для сидения.

Внезапно Господь услышал очень громкий душераздирающий крик, доносившийся с юга. Господь спросил у Ямараджа: «Кто издает такие ужасные громкие крики?!»
Ямарадж ответил: «О Господь, различные живые существа с земных планетарных систем в результате своей греховной деятельности пали в эти области ада. Из-за своих дурных поступков в прошлом они испытывают ужасные страдания сейчас. Эти невыносимые условия заставляют их страшно мучиться и кричать».

Услышав это, Верховный Господь отправился на юг. Когда обитатели ада увидели, Кто пришел, они начали кричать еще громче. Сердце Господа наполнилось великим состраданием. Он подумал: «Я произвел всех этих существ, материальный мир и его законы, основанные на всеобщей справедливости. Теперь эти грешники ужасно страдают в течение назначенного за их грехи времени».

Вьясадева продолжал: «Джаймини, только послушай о том, что Верховный Господь сделал дальше. После того, как всемилостивый Господь подумал обо всем этом, Он внезапно проявил Свою личную форму Божества – Шри Экадаши, которой является одиннадцатый день после новолуния и одиннадцатый день после полнолуния».

Обретя подобную милость, греховные живые существа начали соблюдать предписанный обет Экадаши. В результате они очень быстро духовно очищались и возвышались до духовной обители – Вайкунтхи. Дитя мое, Джаймини, великий день Экадаши – проявленная форма Верховного Господа Вишну и Сверхдуши, пребывающей в сердцах всех живых существ. Соблюдение Шри Экадаши считается наивысшей благочестивой деятельностью и лучшим среди всех обетов.

После появления Шри Экадаши личность, олицетворяющая всю греховную деятельность, постепенно осознала на себе Его влияние. Со смирением в сердце Папа-пуруша приблизился к Господу Вишну и начал возносить многочисленные молитвы, удовлетворившие Господа. Затем Папа-пуруша попросил дать ему благословение. «Какое благословение ты хочешь?» – спросил Господь. Папа-пуруша ответил: «Я был создан Тобой и через меня Ты задумал причинять страдания тем живым существам, которые очень греховны. Но сейчас, благодаря влиянию Шри Экадаши, я почти повержен. О Господь, после моей смерти все Твои неотъемлемые частицы, которые приняли материальные тела, освободятся и вернутся в духовный мир Вайкунтхи. Если такое освобождение всех живых существ произойдет, тогда кто будет подыгрывать Твоей деятельности в материальном мире? Не останется никого, кто будет участвовать в Твоих играх на земных планетных системах! Господь Вишну, если Ты хочешь, чтобы эти игры продолжались, то, пожалуйста, спаси меня от Экадаши. Результаты никакой другой благочестивой деятельности не способны обуздать меня. Никто, кроме Экадаши, являющегося Твоей личной проявленной формой, не может воспрепятствовать мне. Из страха перед Шри Экадаши я спасался бегством и принимал прибежище среди людей, животных, насекомых, у гор, деревьев, движущихся и неподвижных живых существ, в реках, океанах, лесах, на райских, земных и адских планетных системах, у небожителей и гандхарвов. Я не могу найти себе места, где бы я был свободен от страха перед Шри Экадаши! Дорогой Господь, я – Твое творение, поэтому, пожалуйста, укажи мне место, где я мог бы жить без страха».

Затем Вьясадева сказал Джаймини: «Произнеся это, Папа-пуруша пал к стопам Верховного Господа и стал рыдать. Наблюдая за ним с улыбкой, Господь Вишну сказал: “Папа-пуруша, поднимись, не скорби больше. Послушай, в день Экадаши, который является благословением для всех живых существ трех миров, ты можешь принять прибежище в пище, приготовленной из зерновых. Теперь больше нет причины твоим беспокойствам”.

Поэтому те, кто настроен серьезно следовать верным путем и обрести конечное духовное благо, никогда не должны употреблять в пищу продукты, содержащие зерновые, в день Экадаши. Согласно указаниям Господа Вишну любой вид греха, который можно найти в материальном мире, входит в это время в зерновые. Любой, кто соблюдает Экадаши, освобождается от всех грехов и никогда не попадает в ад. Если же человек, пребывая в иллюзии, неведении, или из-за своей гордыни не следует Экадаши, то он – величайший грешник, несмотря на совершение им любой благотворительной деятельности. С каждым проглатываемым куском зерновых, съеденным жителем одной из земных планет в Экадаши, обретается эффект убийства миллионов брахманов. Очень громко я повторяю вновь и вновь:

«На Экадаши не ешьте зерновых! Не ешьте зерновых! Не ешьте зерновых!»

Независимо от варны (четыре профессиональных класса людей: брахманы – священники; кшатрии – воины, правители; вайшьи – торговцы; шудры – рабочие) и ашрама (четыре этапа духовной жизни в жизни человека) каждый должен следовать Экадаши-врата. Каждый человек, поступая так, сможет достигнуть назначения варны и ашрама, к которым он в настоящее время принадлежит.

Соблюдая Экадаши, даже если это произошло в результате обмана или случайно, все грехи человека разрушаются, и он очень легко достигает высшей цели, высшей духовной обители – Вайкунтхи».