ПРОВЕДЕНИЕ АРАТИ

1. На поднос, который ставится слева от алтаря, должны быть помещены следующие предметы:
1) Три палочки благовоний
2) Светильник на гхи (с одним, или, если возможно, с пятью фитилями)
3) Морская раковина для омовения Божеств
4) Маленький сосуд с водой для омовения
5) Красивый кусочек ткани или салфетка
6) Цветы с приятным запахом, помещённые на маленькую тарелочку
2. Также рядом с алтарём должны находиться следующие предметы:
1) Опахало — чамара
2) Веер из павлиньих перьев
3) Колокольчик
4) Панчапатра (для совершения ачамана)
5) Раковина, в которую трубят
6) Асана, т.е. коврик, на котором будет стоять или сидеть тот, кто проводит арати
3. Ачаман
1) Ачаман совершается для того, чтобы очистить себя перед началом поклонения. Вода для ачамана наливается в маленький сосуд (панчапатру), предназначенный для этой цели.
2) Следует поместить три ложечки воды (при помощи особой предназначенной для этого ложечки, называемой «куши») из панчапатры на ладонь правой руки, произнести «Ом Кешавая намах», отпить немного из ладони, и, капнув ещё одну каплю на ладонь, стряхнуть воду в сторону.
3) Эту процедуру следует повторить еще два раза, повторяя вместо «Ом Кешавая намаха» сначала мантру «Ом Нараяная намах», а затем мантру «Ом Мадхавая намах».
4) Наконец, следует капнуть три капли на ладонь и стряхнуть воду в сторону, произнеся мантру «Ом Говиндая намах».
5) 3атем следует поклониться и попросить у гуру разрешения начать поклонение.
4. Порядок предложения арати:
1) Следует трижды подуть в раковину, возвещая о начале арати. Затем раковину нужно промыть водой из панчапатры.
2) Перед предложением каждого предмета правую руку следует очистить, капнув на нее три капли воды из панчапатры.
3) Благовония следует предлагать каждому Божеству следующим образом: четыре раза лотосным стопам, два раза — талии и семь раз — всем частям тела сразу (делая круговые движения вокруг всего тела Божества).
4) Светильник на гхи предлагается подобным же образом, но перед предложением всему телу следует три раза предложить светильник лотосному лицу божества.
5) Вода, предназначенная для омовения, наливается в раковину. Затем раковина вращается семь раз надо головой Божества.
6) Ткань (для вытирания Божеств после омовения) предлагается точно также, как светильник.
7) Цветы предлагаются четыре раза лотосным стопам.
8) Затем предлагают чамару, осторожно взмахивая ею.
9) Таким же образом предлагается веер из павлиньих перьев, но в зимнее время он не предлагается (зимнее время — это обычно время, начиная с Карттики и до Шиваратри).
10) Все предметы сначала предлагаются гуру, затем парам-гуру и затем Божествам, одному за другим, начиная слева. Если в комнате находится Туласи Деви, то ей тоже можно предлагать предметы тремя круговыми движениями. Тоже самое касается Вьясасаны. И наконец, предметы следует четырьмя круговыми движениями предлагать собравшимся преданным.
11) Предлагая каждый предмет, не следует забывать левой рукой звонить в колокольчик.
12) Протрубить в раковину, как описано в пункте 1.
13) Произнести молитву Према Дхвани.
14) Протереть пол и алтарь.
5. Если невозможно провести полное арати, можно провести сокращенное арати, во время которого предлагаются только следующие три предмета:
Благовония
Светильник на гхи
Цветы
6. Существует много подробных правил и предписаний, касающихся поклонения Божествам. Преданные, которые хотят узнать об этом больше, могут обратиться к главному пуджари храма.
7. Следует всегда помнить, что самый важный элемент поклонения божествам — то, что все предметы должны предлагаться с искренним чувством и преданностью.