ВНЕШНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕ ПОМОГУТ НАМ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Все эти внешние изменения не помогут в духовной жизни. Даже практика бхакти: шраванам, киртанам, служение вайшнавам, — все это может совершаться с позиции ложного эго. Оказывается, ложное эго не только побуждает человека становиться великим мира сего, бизнесменом, «мисс Москва 2018». Оказывается, оно вполне способно сопровождать живое существо, которое заходит в алтарную, которое говорит: «Шри Шри Гаура-Нитай Ки-Джай!» Можно заниматься бхакти с позиции, что я великий певец, очень хорошо повторяю святое имя, слуга и распространитель неплохой. Аханкара говорит. «Смотри: ты уже в люди выбиваешься, уже не первый год практикуешь, уже другие замечают, — мне все нравится. Нас так раньше не ценили!» Забавная штука, мы можем свою обусловленную природу переиначить и использовать для своего удовлетворения все, что угодно. Отречение, аскезы, количество кругов джапы, количество прочитанных страниц за час, количество или качество лекций, стаж, — все. Даже наставником можно быть с позиции аханкары. Люди от тебя зависят, смотрят тебе в рот, приходят с вопросами. И ты их наставляешь, ты о них заботишься, ты им помогаешь, да и с финансовой точки зрения наставничество — актуальное вещь. 

Аханкаре есть где разгуляться в нашей жизни. Оказывается, все эти искусственные одежды — это просто продолжение материального существования в новом виде. Не надо из себя никого корчить, показывая на внешнем уровне свои качества, таланты, достижение, а внутри продолжая активно размышлять о финансовой выгоде, о славе, о почете, о признании. Думать о своем жалком, падшем, непризнанном положении и мечтать: «Когда же? Когда же я стану знаменитым и популярным в узких, вайшнавских, как минимум, кругах. Когда же это произойдет?» Хватит, хватит, хватит! Это все очень странно. Нужно другие вещи делать. И, собственно говоря, в главе идет сравнение: честный человек, который занимает простое положение гораздо лучше, чем претенциозный, но нутро которого не поменялось. Вот момент, от которого зависит будет человек продвигаться или нет. Оказывается, в рамках бхакти нам не нужно строить карьеру и удовлетворять свое ложное эго, а произвести радикальную перемену. Оказывается, нам надо стать преданными. И тут невозможно не вспомнить стих произнесенный Шри Чайтаньей Махапрабху. 

тринад апи суничена 
тарор апи сахишунуна 
аманена манадена 
киртаниях сада харих 

Смиреннее соломы, валяющейся на дороге, терпеливее дерева, не требующий уважение к себе, быть готовым оказывать это уважение каждому. И тогда — киртаниях сада харих, тогда можно стать преданным, тогда можно погрузиться в Святое Имя, тогда можно отвлечься от этой эгоцентрической позиции, которая имеет мало общего с нами настоящими. 

Ананта Шри прабху
Из лекции по 3 главе Бхагавад-гиты (Гита-джаянти, 2018)