НЕПОСТИЖИМАЯ СИЛА УМА

Грубая физическая энергия поддерживается тонкой психической энергией. Все процессы, протекающие в теле человека, зависят от его умонастроения. Хотя ум – это чрезвычайно подвижная сила, тем не менее он прочно зафиксирован на желании грубого тела, потому что без его участия чувственного восприятия невозможно. Сама способность анализировать ощущения заложена в уме, а органы чувств – это лишь живые проводники восприятия, на которые оказывают влияние, с одной стороны, сами объекты чувств, а, с другой стороны, также и наш ум.

Например, если человек когда-то попробовал лимон, то даже при воспоминании о его вкусе у него немедленно выделится слюна. Если ум человека, принимающего вкусный обед, войдет с состояние гнева, то человек потеряет аппетит. Таким образом, состояние ума обязательно отразится на состоянии тела. 


Известна история об одном электрике, по ошибке закрытого на ночь в холодильном вагоне, который он ремонтировал. Морозильная система была отключена, и в вагоне стояла плюсовая температура, но электрик не знал об этом. Утром его обнаружили замёрзшим. Человека заморозил его собственный ум. 
Бывали и другие парадоксальные случаи, когда человек, например, получал ожог, коснувшись холодного предмета, только из-за того, что был уверен, что предмет горячий. Иногда женщина думает, что она беременна, и у неё проявляются все признаки беременности. Также всем известны «чудеса» гипноза, когда человеческому уму внушают различные ощущения, которые сразу же проявляются на физическом уровне. У влюблённого человека в крови вырабатывается определённый наркотик, и он испытывает счастье, думая об объекте своей страсти. Ненависть, напротив, вырабатывает в физическом теле человека ядовитые вещества, от воздействия которых ему становится плохо. 


В Ведах говорится, что самое злобное и завистливое создание – это змея, поэтому в ее организме вырабатывается смертельный яд, а корова даёт удивительно полезное молоко, потому что имеет очень сильные материнские чувства. Так же и человек может превращать плохие вещи в хорошие, а хорошие – в очень плохие. Это полностью зависит от его умонастроения. 


На санскрите ум обозначается словом Манас. Ману – прародитель людей. Это означает, что человеческая деятельность полностью связана с деятельностью ума. О чем бы человек ни подумал, со временем это становится реальностью, и материально-технический прогресс подтверждает этот постулат. Однако никакая, даже очень развитая материальная реальность, не способна удовлетворить все потребности ума. Чтобы удовлетворить чувства и ум, не хватит никаких материальных ресурсов, потому что ум пресыщается любым количеством материального счастья. Он может успокоиться только в том случае, если сосредоточится на Абсолютной Истине. В этом проявляется особое могущество ума. 


«Для того, кто обуздал свой ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом» (Бхагавад-гита, 6.6).


«О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя свое тело, этого состояния он и достигнет непременно», – написано в Бхагавад-гите.


Состояние ума определит наше дальнейшее место существования после смерти грубого тела. Поэтому очень важно, чтобы человек научился думать возвышенно и чисто и не имел низменных желаний, ведь желания и мысли человека связывают его с соответствующим измерением существования. Возвышенные мысли – путь в высшую реальность.


К примеру, человек всю свою жизнь посвятил строительству дома для своей семьи, а в следующей жизни он может родиться деревом во дворе собственного дома, чтобы простоять там сотню лет. Также возможно, что он станет крысой и поселится в подвале. 
Если человек следует только желаниям чувственного наслаждения, тогда ум приведет его в то место, где всё устроено для удовлетворения таких желаний. Но в том случае, если у человека развито божественное мышление, ему трудно будет найти подходящее место в этом мире, и он наверняка будет странствовать по свету, забыв о накоплении богатств и о семейных обязанностях. Про таких людей часто говорят, что они не от мира сего. Так оно и есть, поэтому в следующей жизни они рождаются на райских планетах, а может быть, уходят еще выше – в царство Бога. 


Итак, то, о чем мы думаем в конце, становится нашим началом. 
Рождение и смерть – это внезапная, резкая и кардинальная перемена в нашем существовании. Например, бедный человек внезапно разбогател – это подобно новому рождению, а для богатого потеря всего имущества подобна смерти. Но на самом деле мы не можем ничего потерять или приобрести, потому что нам здесь ничего не принадлежит. Это – мир Бога, и если человек живёт в служении Ему, то «умирать» из-за каких-то материальных неудач нет причин, потому что всегда все принадлежит Богу. В этом смысле смерти не существует. Жизнь – это справедливая школа и подготовка к экзамену, который состоится в конце жизни. Но чтобы встретиться со смертью и победить ее, нужно развивать внутреннюю силу.

Е. М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху