ЗАБОТА О МЛАДШИХ

В примере из «Шримад-Бхагаватам» Шукрачарья должен был поступить со своей дочерью правильно. Но вот как? С одной стороны, чтобы она не разрыдалась, чтобы не убежала куда-то: «Папа, ты меня не любишь!» А с другой стороны, чтобы она не деградировала. И вот это искусство, вот это искусство!

У нас есть примеры в «Бхагаватам», где искусные преданные могли это совмещать. Допустим, Дити и Кашьяпа. Кашьяпа попал в неудобную ситуацию. Приходит Дити: «Хочу, чтобы Индра сдох. Помоги!» А он уже пообещал выполнить просьбу. Но он сообразительный преданный. И он говорит: «Да, да, чтоб Индра сдох, понятно. Что делать? Занимайся бхакти!» Бхакти ей дает. Занимает ее в бхакти. Она с мотивом «чтобы он сдох» занимается бхакти. В итоге они дружат с Индрой. И все ее дети становятся последователями Индры. Сурами становятся практически.

Другой пример, Дхрува Махарадж и Нарада Муни. Нарада Муни – чистый преданный. Приходит ученик: «Хочу отомстить». Тоже, кстати, хотел, чтоб сдох. Страсть и невежество. Он приходит:
– Гуру Махарадж, я в поисках Бога.
– Да, интересно, а что случилось?
– Вот страсть и невежество у меня.
– Очень хорошо, может, не надо?
– Очень надо! Очень надо, страсть и невежество!
– Хорошо, хорошо, ладно. Ну, тогда так, и вот так, и вот так.
И в итоге Дхрува выжил. Дхрува стал чистым преданным в конце концов.

Я смотрю на духовных учителей. Как-то мы с Госвами Махараджем гуляли, и он мне прочитал письмо одного преданного. Своего ученика, инициированного ученика. Где подпись была такая: «Гуру Махарадж, я сделаю так, как Вы скажете». Прямо уверение такое. Он рассказывает мне это письмо, без имен, понятно, сохраняется тайна. «Вот как бы ты поступил в этой ситуации? Что бы ты посоветовал?» И там такая «Санта-Барбара» рассказывается!.. Я объясняю все, что я по этому поводу думаю. Как надо по шастрам поступить в этой ситуации. Он говорит: «Все правильно сказал, я точно так же думаю. Но он так не сможет…» И вот гуру нужно сделать так, чтобы не было гуру-апарадхи. То есть нельзя дать наставление такое, какое он заведомо не сможет сделать. У Шрилы Прабхупады была такая же ситуация. Гуру переживает за ученика, он хочет, чтобы он рос. Поэтому это проблема. Заботиться о младших – это проблема. Чтобы, с одной стороны, они не расплакались, не потеряли веру в то, что мы о них заботимся. С другой стороны, надо, чтобы они не деградировали, прикрываясь тем, что «мне наставник сказал».

Ватсала дас