ЯВЛЕНИЕ ШРИЛЫ РАГХУНАТХИ ДАСА ГОСВАМИ

Рагхунатх Дас Госвами (1495-1571) — один из шести Госвами Вриндавана, выдающихся учеников Шри Чайтанйи Махапрабху. Хотя сегодня эти наставники носят титул «Госвами» или производный от него «Свами» (т.е. «властелин чувств»), люди, в большинстве своем, не достигают успеха, обсуждая этот вопрос применительно к шести Госвами, которых, в соответствии с вайшнавской традицией, относят не просто к теологам или даже великим святым. Они являются вечными спутниками Господа, сопровождающими Его в миссии по освобождению падших обусловленных душ.


Рагхунатха дас родился в 1495 году в селении Шри Кришнапура в Бенгалии в семье богатого землевладельца. Ещё будучи ребенком, он получал наставления об основах учения вайшнавов от Баларама Ачарйи и Харидаса Тхакура. В 1510 году известие о саннйасе Шри Чайтанйи достигло Сантаграма. Узнав, что Нитйананда Прабху отговорил Шри Чайтанйю от паломничества во Вриндаван и привел Его в местность, расположенную близ Шантипура, Рагхунатх Дас просил разрешения отца пойти туда, чтобы увидеть великого Шри Чайтанйю, о котором так много рассказывал ему святой Харидас Тхакур. Но юноша был слишком молод, всего пятнадцати лет от роду, и отец сомневался, стоит ли позволять своему сыну-аристократу общаться с большим числом отречённых. Говардхан не хотел, чтобы единственный наследник отрекался от мира и уходил из семьи. И всё же Рагхунатх Дас убежал из дома в Шантипур и увиделся со Шри Чайтанйей Махапрабху. После десяти дней интенсивного общения с преданными из Навадвипа, Шри Чайтанйа покинул Джаганнатха Пури, и Рагхунатх Дас отправился домой.

Четыре года спустя, когда Рагхунатху было почти девятнадцать, Шри Чайтанйа вернулся в Шантипур. Сейчас, сильней, чем когда бы то ни было, Рагхунатх Дас жаждал общения с Ним. Видя, что удержать сына ему не удастся, Говардхан покорился судьбе и больше не противился его желанию искать духовности. Он только просил Рагхунатха хранить осторожность и поскорее вернуться домой. Юноша был доставлен в Шантипур в сопровождении великолепного эскорта. Прибыв на место, он тотчас же отправился в дом Адвайты Ачарйи, где состоялась его первая встреча со Шри Чайтанйей, и где Чайтанйа Махапрабху остановился вновь. Слезы любви хлынули из глаз Рагхунатха Даса, когда он увидел Шри Чайтанйю, улыбавшегося ему, точно старому другу.

Несмотря на горячее желание Рагхунатха Даса отречься от семьи и богатства, Шри Чайтанйа повелел ему возвратиться домой. «Господь Кришна призовет тебя к отречению в надлежащее время, — сказал Шри Чайтанйа, — а пока живи, как обычный человек». Спустя шесть дней Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм. Ощущая себя совершенно новой личностью, Рагхунатх Дас продолжал получать наставления Шри Чайтанйи изнутри своего сердца. Он умело управлял имением отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя, на первый взгляд, роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатх Дас торопил день, когда сможет отречься от всего мирского, предпочтя ему простоту и аскетизм.

В течение шестнадцати лет он служил Шри Чайтанье Махапрабху и своему наставнику Сварупе Дамодаре Госвами в Джаганнатха Пури. Господь Гауранга передал ему Свое личное Божество Говардхана-шилу и гунджа-малу. После того, как Шри Чайтанья Махапрабху покинул этот мир, Рагхунатха дас не хотел больше жить и потому отправился во Вриндаван, чтобы покончить с жизнью, бросившись с Говардхана. Во Вриндаване Шри Рупа и Санатана Госвами удержали его от этого шага. Они убедили Госвами продолжать жить и ежедневно рассказывать об играх Господа, что он и делал на протяжении трех часов каждый день, вплоть до самой смерти. Подобная практика Рагхунатха Даса дала возможность Рупе и Санатану регулярно слушать из его уст повествования о Шри Чайтанйе Махапрабху. В конце концов, среди вайшнавов имя Рагхунатха Даса стало нераздельным с именем Рупы и Санатана. Тесно подружившись между собой, они продолжали свое служение во Вриндаване до последних дней жизни.

Большую часть времени Рупа и Санатана проводили в самом Вриндаване, тогда как Рагхунатх Дас путешествовал в городок Говардхан во Врадже, где предавался медитации близ прекрасного озера, известного в наши дни под названием Радха-кунда. Впоследствии Радха-кунда прославилась среди вайшнавов как мистическое жилище Рагхунатха Даса Госвами (или «Даса Госвами», как называли его во Вриндаване), поскольку именно здесь в маленьком домике он и решил поселиться.

Рагхунатх Дас не сразу обзавелся жильем, поначалу он просто садился под открытым небом и погружался в медитацию на Божественную пару Шри Шри Радха-Кришну. Широко известная история о раннем пребывании беззащитного Даса Госвами возле Радха-кунды ныне увековечена. «Бхакти-ратнакара» описывает такой эпизод. Как-то раз, во время глубокой медитации Госвами, тигр с тигрицей пришли на водопой к Шйама-кунде, находящейся в непосредственной близости от Радха-кунды. Хотя Дас Госвами по этому поводу не проявлял никакого беспокойства, Господь Кришна низошел на землю и Сам охранял его, чтобы медитация Рагхунатха ничем не нарушалась и жизнь не подвергалась опасности.

Санатана Госвами, случайно проходивший мимо, стал очевидцем этой сцены. Когда тигры и Господь Кришна удалились, он подошёл к Дасу Госвами, стал убеждать его в необходимости построить хижину, чтобы не вынуждать Господа Самому приходить на его защиту. Однако Дас Госвами, сосредоточенный только на медитации, не воспринял всерьёз совет Санатаны.

Но, спустя какое-то время, аналогичный инцидент повторился, и Рагхунатх уже не мог не придать ему значения. Однажды, когда в течение нескольких часов он неподвижно сидел в медитации под палящими лучами солнца, преданные стали волноваться за его жизнь. В это время появилась Радхарани и, встав за спиной великого преданного Рагху, заслонила его от жарких солнечных лучей концом своего сари. Санатана Госвами, вновь оказавшийся рядом, видел всё происходящее и заметил, что одежды Радхарани намокли от трансцендентного пота, когда, совершая любовную аскезу ради Рагхунатха Даса, она охраняла своего верного преданного. Затем, обернувшись к Санатану, Шримати Радхарани улыбнулась и исчезла. После описанного случая Рагхунатха Дас Госвами построил маленькую хижину, дабы любящей его Радхике не приходилось впредь брать на себя заботу о защите его от полуденного зноя.

Рагхунатха дас Госвами составил три книги: Става-мала (или Стававали), Дана-чарита и Мукта-чарита. Он прожил очень долгую жизнь. Большую часть своей жизни, как и последний период, он провел берегу священного озера Радха-кунды. То место, где Рагхунатха дас Госвами совершал свое преданное служение у Радха-кунды, существует и по сей день.

Согласно «Чайтанья-чаритамрите», Рагхунатха Даса Госвами был постоянно вовлечён в аскетичную духовную практику. Его интересовало только лишь воспевание святого имени Господа. Он всё время сокращал длительность своего сна и в поздний период своей жизни практически совсем перестал спать, занимаясь более 22 часов в сутки повторением мантры «Харе Кришна» и отводя оставшееся 2 часа на сон и еду. Он почти полностью прекратил принимать пищу, и поэтому был очень худ и слаб здоровьем. Его одежда состояла из простого куска ткани и старого шарфа. Но говорится, что глаза Рагхунатхи были всегда полны слёз от испытываемых им духовных эмоций. Его бхаджан-кутир, или место, где он совершал поклонение, сохранилось до сих пор и является местом паломничества.

В «Гаура-ганоддеша-дипике» (186) говорится, что Рагхунатха Даса Госвами в вечных играх Радхи и Кришны служит Божественной Чете как манджари по имени Раса. В других источниках утверждается, что он — манджари по имени Рати.