КАРТИКА-ВРАТА — ОБЕТЫ КАРТИКИ

Каждый человек, неравнодушный к своей духовной жизни, старается максимально использовать этот период для своего духовного развития и самосовершенствования. Для этого, согласно шастрам, рекомендуется принимать на себя картика-врату, т.е. дополнительные обеты на целый месяц Дамодара. 

В «Хари-бхакти-виласе» (15.266) говорится: 

Обет, врата, считается совершенным (парам), если о нем можно сказать, что, во-первых, он приносит удовлетворение Господу, во-вторых, что он предписан и одобрен Писаниями и, в-третьих, неисполнение такого обета приводит к негативным последствиям. 

Обычно практикуется два вида таких обетов: 

— яма (совершение какой-то дополнительной духовной деятельности); 

— нияма (ограничение себя в чем-то). 

Падма-пурана перечисляет пять важнейших врат — это основные, с точки зрения Падма-пураны, обеты Картика-враты. Тот, кто сможет исполнить их, считается исполнившим Картика-врату в полной мере. 

1) Хари-джагаранам (бдение ради Хари), 2) Пратас-снанам, утреннее омовение в святом месте, 3) Туласи-севанам, служение Туласи, 4) Махотсова, праздник по завершении враты, 5) Дипа-данам, поднесение Дамодаре дипов (лампадок). 

Также духовные учителя рекомендуют в течение этого месяца повторять большее количество кругов маха-мантры, больше времени уделять изучению священных писаний и регулярно посещать храм. 

1) Хари-джагаранам 

Хари-джагаранам означает бдение во время арунодайи (примерно за полтора часа до восхода солнца), либо в последнюю четверть ночи. Хари-джагаранам надо совершать либо в храме Вишну, либо в храме Шивы, либо у подножия дерева Ашваттхи, либо рядом с Туласи. 

2) Пратас-снанам, утреннее омовение 

Следующий обет — это утреннее омовение в святом месте. У большинства из нас с этим могут быть вполне очевидные проблемы, поэтому, согласно Вишну-пуране, если нет возможности принять омовение в святой реке или озере, можно омыться в обычной реке. Если нет реки, то в озере или пруде, если и их нет, то в ручье или роднике. Если и этого нет, то пойдет вода из колодца. А если и колодца нет, ближайшие озера и реки покрылись льдом и так далее, тогда пойдет и вода из душа. Желательно холодная, но если есть уважительные причины (например, болезнь), то можно и нагретой на огне. Если дела совсем плохи и вы в какой-то день Картики не можете принять омовение, то чтобы не нарушить обет, можно «омыться» Вишну-чаринамритой. Не в буквальном смысле, конечно. Для омовения чаринамритой, ее надо отпить, а потом принять ее немного себе на голову. Но даже если не получилось ничего из вышеперечисленного, то обет омовения будет исполненным, если вы сбрызните себя водой, которой касалась Туласи, или омоетесь памятованием Имен Вишну. 

3) Туласи-cеванам, служение Туласи 

Без служения Туласи Картика-врата не будет полной, но если по какой-то причине у вас нет такой возможности, то вместо Туласи-севы можно провести поклонение вайшнаву или достойному брахману, если же и таковых не найдется, то можно служить коровам. Тогда врата будет также считаться исполненной. 

4) Махотсова (праздник) в конце Картики 

Праздник по окончании — обязательная составляющая всех обетов, постов, аскез и так далее. Обычно, почему-то именно этот обет садхаки готовы выполнять, хоть каждый день…

5) Дипа-данам, поднесение лампадок 

Поднесение огня, горящих лампадок, — одно из важнейших составляющих арчаны (внешнего поклонения) на Картику: «Если человек не способен купить масло с ватой для лампадки, то он должен быть готов продать себя в рабство, но вплоть до полнолуния подносить Господу дипам. Деньги для того, чтобы выкупить себя обратно, придут после соблюдения враты. Придут вместе со славой, почетом и хорошим потомством. Тот бедолага, что в Картику не подносит дипам в храме Кришны, не может называться Вайшнавом». 

В Сканда-пуране подчеркивается огромное значения исполнения Картика-врат, особенно обета Дипа-данам, который считается основным: «Как огонь, хоть и содержащийся в любом древе, проявляется лишь после трения, так, без сомнения, и дхарма, хоть и содержащаяся в каждом благом деле, по-настоящему проявится, только если поднесён дипам». 

Ещё несколько не менее важных Картика-врат : 

6) Са-Радха-Дамодара-арчанам (поклонение Радха-Дамодаре) 

Падма-пурана говорит о славе поклонения Шри Дамодаре со Шри Радхой в месяц Картика. Это поклонение проводится Божествам (Шри Мурти) Радха-Кришны, или же в виде поклонения подношениями одежд, украшений и еды истинному брахману, как форме Дамодары, а его целомудренной супруге — как Радхике. 

7) Гита-ставади (пение став, бхаджанов, молитв) 

Также, помимо обязательного пения «Дамодараштаки», рекомендуется петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать для удовольствия Господа. В особенности, для исполнения рекомендуются (помимо «Дамодараштаки») «Сахасра-нама-стотрам» и «Гаджендра-мокшанам» из Бхагаватам (глава о спасении слона Гаджендры). Вобщем, петь в Картику побольше бхаджанов — очень хороший дополнительный обет. 

8) Кришна-катха (беседы о Кришне в обществе вайшнавов) 

Это всегда благоприятно, но в Картику благо от любого действия усиливается, так что и общение с вайшнавами на основе обсуждения Писаний даст особый эффект: 

«Ни принесение пожертвований, ни Ведические жертвоприношения, ни дарение коров или слонов не приносят такого удовлетворения Господу, как беседы по Писания в Картику». 

Более того: «Отбрось все обязанности в Картику! Слушай перед Господом обсуждение Шастр (Писаний)!» Сканда-пурана добавляет: «Даже пол-стиха в день, прочитанные в Картику по обету и с преданностью, дадут удивительный эффект!» 

9) Джапам (повторения Святых Имен) 

Читать дополнительное количество джапы — очень хороший обет для Картики. 

10) Пост и ограничения в пище 

«Зерна или плоды, которые от удара камнем распадаются на две части, называются двидалам… (далее перечисляются многие из двидалов: маш, мунг, фасоль, нут и другие) свежие они или сухие — ото всех них следует отказаться во время Картики». 

Проще говоря, на время Картики можно взять обет воздерживаться от бобовых.