ХОЛМ ГОВАРДХАН

Нанда Махараджа и бриджабаси собрались провести Индра-пуджу, которая совершалась с незапамятных времен. Кришна увидел это и спросил: «Для чего все эти приготовления? Кому вы собираетесь поклоняться? Зачем и почему?» Нанда Махараджа ответил: «Мы — деревенские жители, мы пасем коров. Коровам нужна трава, а для того, чтобы росла трава, нужны дожди. Для того чтобы шли дожди, нам нужно поклоняться Индре, потому что он отвечает за это».

Кришна видел, что Индра, хотя и был великим преданным, возгордился, и решил избавить его от гордости. Он сказал Нанде Махарадже: «На самом деле траву дает нам холм Говардхан, так что нам лучше поклоняться ему». Все пастухи хотели, чтобы Кришна был счастлив, поэтому они предложили провести Говардхана-пуджу после Индра-пуджи. Но Кришна не согласился: «Нет. Все, что приготовили, сейчас же предложите Говардхану!»

На Анакута-кшетре Кришна на глазах у всех жителей Вриндавана принял огромную форму холма Говардхан. Бриджабаси были потрясены: «Гирирадж — Сам Кришна! И Он такой огромный!» При этом маленький Кришна сохранил и Свою обычную форму. На Анакута-кшетре Их было сразу двое — огромный Говардхан и маленький Гопал, стоящий у Его подножья. Гопал сразу же упал в поклоне перед Гирираджем. Он предлагал поклоны не Самому Себе, а великому слуге всех вайшнавов. Гопал сказал: «Посмотрите, этот холм принял человеческий облик и проливает милость на всех нас! Говардхан может принять любую форму и уничтожить того, кто отвергает Его. Давайте же выразим Ему свое почтение!» Все бриджабаси последовали Его примеру.

Съев все, Гирирадж закричал глубоким и раскатистым голосом: «Аниор!» Он кричал очень громко: «Анио-о-ор! Анио-о-ор!!!» Гирирадж хотел еще, но уже ничего не осталось — ни капельки молока во всей Враджа-бхуми. «Анио-о-ор!!!» — продолжал кричать Говардхан. И тогда Кришна подсказал одному из брахманов предложить Гирираджу листик туласи. Говардхан принял его, улыбнулся и сказал: «Теперь я удовлетворен».

После Говардхан явил еще одно чудо. Все горы и озера разнообразных кушаний, поглощенные Им, снова появились в тех же местах. Эти подношения были приготовлены бриджабаси с чистой любовью к Кришне, предложены Говардхану Им Самим и приняты Кришной в форме Гирираджа. Господь принял эти подношения, не просто окинув их взглядом, как Он порой делает, а поглотив их все, и теперь это был гирирадж-маха-прасад. Кришна сказал бриджабаси, что этот прасад нужно раздать всем и каждому: брахманам, кшатриям, вайшьям, шудрам, чандалам, лесным жителям и животным. Все без исключения должны получить гирирадж-маха-прасад. Каждый получил столько, сколько хотел. Это был потрясающий пир!

Кришна не хотел лишать Индру его положения, поскольку тот хорошо выполнял свои обязанности. Господь хотел дать ему понимание истинной цели жизни, к которой он должен стремиться, ради которой он должен работать. Поэтому Кришна заставил его проявить смирение. Теперь представьте себе, в каком положении оказался Индра. Бриджабаси взяли подношения, предназначенные ему, и отдали их холму и коровам!

Сначала Индра шипел, как змея, он никак не мог принять то, что произошло. «Где моя пуджа? Каждый год в это время они проводили пуджу для меня! Но на этот раз бриджабаси отдали все подношения холму Говардхану и коровам. Мои подношения — холму и коровам?!» — гневался Индра. Господь, находящийся в его сердце, наблюдал и думал: «Сработало! Замечательно».

Индра не мог сдержать свой гнев. Уязвленная ложная гордость причиняет боль, подобно гнойной ране. Когда бриджабаси выразили свое почтение не Индре, а Гирираджу, Индра счел себя обесчещенным. Он кшатрий, а для кшатрия бесчестье хуже смерти. Поэтому Индра вызвал тучу Самвартаку. Она предназначена специально для разрушения Вселенной. В момент пралайа она покрывает всю Землю и проливает на нее дожди, и тогда за очень короткое время вся планета превращается в сплошной океан с единственным островом — Навадвипой.

Индра приказал Самвартаке: «Ты способна разрушить всю планету, но сейчас должна направить всю свою мощь на одну-единственную деревню под названием Вриндаван и уничтожить всех ее обитателей». Самвартака повиновалась Индре так же, как на войне солдаты повинуются генералу.

Так над Вриндаваном неожиданно появилась черная туча, закрывшая собой все небо. Она была настолько плотной, что, казалось, ее можно было рубить топором. Обычно самолеты свободно пролетают сквозь облака, но сквозь облака Самвартака не смог бы пролететь ни один самолет, он бы просто разбился. Мир погрузился во тьму, но во Вриндаване было светло, потому что ногти на стопах Кришны сияли, освещая все вокруг, и это стало еще одним вызовом для Индры.

Затем разразилась гроза с оглушительным громом и ослепительными молниями и полил дождь. Этот дождь падал не каплями и не струями, а целыми колоннами, словно миллионы рек обрушивались на землю.
Коровы дрожали, беззащитные телята плакали. Коровы не могли защитить своих телят. Обычно матери готовы умереть, лишь бы защитить своего ребенка, но тут они ничего не могли сделать. Быки были разгневаны, они смотрели на черную тучу красными от гнева глазами и мычали. Гопам и гопи казалось, что еще немного, и они все погибнут. Собрав всех коров, они прибежали к Кришне и стали молить Его: «Кришна! Кришна! Пожалуйста, сделай что-нибудь! Индра разгневался на нас! Посмотри, как страдают Твои коровы! Ты всегда защищаешь коров. Пожалуйста, спаси их, и нас тоже!» Бриджабаси всегда беспокоились о Кришне и старались защитить Его. Но когда им что-то угрожало, они сами непроизвольно искали защиты у Кришны.
Гопал взглянул на них и улыбнулся. Он подумал: «Похоже, Индра и впрямь разгневался. Придется рассердить его еще больше!» Энергия Господа Иогамайя создала дорожку, на которую не падал дождь, и по этой дорожке Кришна вместе с гопами и гопи дошел до холма Говардхана, при этом на них не упала ни одна капля дождя.

Кришна наклонился и легко поднял холм Говардхан, подобно тому, как ребенок поднимает с земли гриб. В наше время окружность холма Говардхана составляет 21 км, но в то время она была в несколько раз больше. Когда Кришна оторвал холм от земли, тот издал громкий звук. Гопал встал посередине подножия холма и установил его на мизинце левой руки. С краев холма спадала грязь, которая удерживала дождь, не позволяя ему проникнуть внутрь. Таким образом, Гирирадж уподобился зонтику. Кришна позвал бриджабаси: «Посмотрите, Гирирадж так милостив! Он стал зонтиком, чтобы защитить нас от дождя. Давайте же все соберемся под ним и отлично проведем время!» Все коровы, телята, гопы и гопи зашли под холм и столпились вокруг Кришны, получая удивительный даршан Гиридхари.

Господь стоял в позе трибхата, изогнутой в трех местах. Его левая рука держала холм. Он был так прекрасен! Бриджабаси смотрели на Него, чувствуя полное удовлетворение в своих сердцах. Глаза гопи уподобились птицам чакори. Эти птицы, не мигая, смотрят на прекрасную луну, питаясь ее светом. Так же и гопи Вриндавана, не мигая, созерцали прекрасный облик Господа, заключали Его в глубину своего сердца и там обнимали Его. Господь Своим взглядом обнимал их. Так гопи испытывали чистую и глубокую духовную любовь в самой сокровенной расе, просто созерцая облик Гирираджа.

Под холмом собрались тысячи бриджабаси, коров и телят, и каждому из них казалось, что Господь смотрит именно на него. Так Кришна в полной мере удовлетворял сердечное желание каждого получить Его даршан. И только материнское сердце Яшоды-майи страдало, видя, как семилетний Гопал держит на Своем пальчике огромную гору. Она стала упрекать Кришну: «Ты такой нетерпеливый! Совсем не умеешь владеть Своим умом и чувствами! И зачем только Ты все это придумал? Зачем было нарушать нашу многовековую традицию поклонения Индре? Для чего Ты оскорбил Индру? Видишь, как он разгневался! Ах, что Ты наделал! Как мое сердце может выдержать, если я вижу, как Твоя маленькая и нежная, как масло, ручка держит огромный холм Говардхан?» Матушка Яшода отчаянно молилась Говардхану: «О Гирирадж, пожалуйста, будь милостив ко мне! Прошу тебя, пока ты стоишь на пальце Кришны, будь очень легким и мягким!» Услышав это, Мадхумангала обратился к Яшоде:

— Почему вы так беспокоитесь? Кришне вовсе не тяжело. Если бы Индра не разгневался, мы бы не получили этот сладостный даршан!
— Какие глупости ты говоришь! Этот холм такой огромный, как Кришне может быть не тяжело? Что тут может быть приятного? — не могла понять она.
Кришна, улыбаясь, успокаивал Свою маму:
— Мама, не беспокойся! Это просто забава для Меня. Не думай, что Я держу этот холм. Гирирадж очень милостив, Он Сам парит в воздухе с помощью Своей мистической силы, а Я просто касаюсь Его пальцем.
— Если Ты и вправду не держишь холм, докажи это! Пусть Гирирадж слетит с Твоего лотосного пальчика и парит сам по себе! Тогда я поверю! — ответила она.
— На самом деле все не так! — вмешался Мадхумангала. Холм Говардхан удерживаю я с помощью моего брахма-теджа-раджаса — брахманической силы.
— Я же вижу, как с лица Кришны капает пот! Зачем ты так шутишь? — возмутилась Яшода-майи.

Нанда Махараджа обратился к ней:
— Почему ты так беспокоишься? Посмотри, Кришна улыбается! Ему нравится то, что происходит. Он наслаждается этим!

Бриджабаси созерцали прекрасный облик Гопала. Все глаза были устремлены на Него. Это был чарующий даршан.

Кришна, удерживая левой рукой холм Говардхан, правой достал из Своего дхоти флейту и, на радость преданным, поднес ее к губам. Покачивая головой, Он играл удивительные мелодии. Все сердца были очарованы этими сладостными звуками. Но Мадхумангала забеспокоился:

— Пожалуйста, Кришна, прекрати играть на флейте! Слушая ее, Гирирадж может потерять сознание от экстаза и тогда Он свалится с Твоего пальца и раздавит всех нас! К тому же, когда Ты играешь на флейте, все твердые предметы становятся жидкими, а жидкие — твердыми. Мы видели, как камни плавятся от звуков Твоей флейты! Гирирадж тоже может расплавиться, и тогда мы захлебнемся!

Другой мальчик-пастушок возразил:
— Гирирадж — очень возвышенная личность. Несомненно, он проявит терпение и будет контролировать Свой экстаз ради нашего блага. Так что нам нечего бояться.

Один из бриджабаси обратился к Шримати Радхарани:
— Радхарани, Ты — суть всей красоты. Пожалуйста, не шевели бровями! Кришна смотрит на всех, в том числе и на Тебя. Увидев, как двигаются Твои брови, Он может задрожать от экстаза, и Гирирадж упадет с Его пальца!

Услышав это, Кришна посмотрел на Радхарани и в самом деле задрожал. Волосы на Его теле поднялись дыбом и проявились другие признаки экстаза. Его движение передалось холму, и Говардхан покачнулся. Тогда старшие пастухи подняли свои посохи, пытаясь поддержать ими холм. Тысячи гопов пытались таким образом помочь Кришне. Мадхумангала рассмеялся:

— Что вы делаете? Кришна не нуждается в вашей помощи. Зачем это? Вы просто почесываете Говардхан своими палками. Пожалуйста, поймите, что мой друг Кришна — младший брат всемогущего Баларамы, и Ему не нужна ваша помощь.

Но Кришна с улыбкой возразил Мадхумангале:

— Почему ты так говоришь? Они предлагают Мне свою помощь с родительской любовью, в ватсалье-расе. Зачем ты им мешаешь? Пусть они думают, что помогают Мне.

Матушка Яшода продолжала беспокоиться. Все это время Кришна ничего не ел, поэтому она сказала:

— Кришна, Ты, должно быть, голоден! Посмотри, Твой живот уже втянулся, а лицо выглядит, как цветок лотоса зимой. Я не могу спокойно смотреть на это! У меня есть мягкие сладости. Пожалуйста, убери флейту и поешь их вместе со Своими друзьями!

Мадхумангала добавил:

— Кришна, то, что говорит Твоя мама, очень правильно. Тебе нужно поесть! И нам, кстати, тоже…

(продолжение следует)