ИСТИННЫЙ СМЫСЛ ЭКАДАШИ И КАК ИЗ НЕГО ПРАВИЛЬНО ВЫХОДИТЬ

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами, фрагмент семинара «7 законов Вселенной», Киев, 2014 г.

Экадаши – это способ обновить нашу духовную жизнь. По мере того, как мы практикуем с какими-то ошибками нашу духовную жизнь, накапливаются эти ошибки, эти ошибки лишают нас вкуса, заслоняют от нас цель, видение цели, ясное видение цели. Поэтому Кришна устроил особые дни, они называются Хари-васара или Мадхава-титхи. Особые титхи, особые дни, в которые человек должен приложить все усилия для того, чтобы обновить себя, вывести на какой-то новый уровень, убрать ошибки, которые накопились, устранить, восстановить вкус. И в этом, собственно, главный смысл календаря, и главный смысл циклов, которые мы проходим. Это некая, ну, самая общая, что ли, вещь. И нужно этим пользоваться, если мы не пользуемся этим, мы, по сути дела, не пользуемся той возможностью, которую Сам Кришна нам дал. Кришна дал экадаши для того, чтобы человек мог начать все заново, чтоб человек мог убрать все грехи, которые накопились, и начать с чистой страницы свою жизнь. Иногда мы чувствуем эту тяжесть, под влиянием времени накопилось что-то и нам хочется даже поскорее умереть, чтобы начать заново, как бы, перезагрузить что-то. Но, на самом деле, у нас есть такая возможность, не нужно умирать, надо дождаться следующего экадаши. (Смех).


И два слова скажу по тому, как выходить. Правильно выходить нужно как? Нужно обязательно, по-хорошему, на дашами дать санкальпу, что я буду поститься, и буду поститься, буду делать это для Твоего удовлетворения, пожалуйста, прими это. Когда люди выходят из экадаши, то есть особая мантра. Эта мантра звучит так: «Ом агьяна тимирандасья…». Не радуйтесь, потом по-другому. Это важно, вы поймете, почему это важно.

агйана тимирандхасйа
вратенанена кешава
прасида сумукхо натха
гйанадришти прадо бхава

Агйана тимирандхасйа вратенанена кешава, вратена анена кешава, вратена – это творительный падеж в санскрите, вратена этой вратой, тем, что я соблюдал это. Вратенанена кешава – О Кешава, я родился во тьме невежества – агйана тимирандхасйа, вратенанена кешава прасида – будь же доволен моей вратой, О Кешава. Сумукхо натха – О прекрасноликий натха, гйанадришти прадо бхава – брось на меня взгляд, исполненный знания. Иначе говоря, с точки зрения духовной, в соответствии с этим стихом из «Брахма Вайварта Пураны», который Санатана Госвами приводит в «Хари-бхакти-виласе», в том числе, для выхода из экадаши. Основной результат экадаши – это то, что человек получает духовное знание или духовный опыт – гйанадришти, он чувствует на себе присутствие Бога, он понимает любовь Бога и так далее.


После этого. Мы перед Кришной попросили, чтобы Он принял это и после этого можно. Да, самое лучшее выходить, если вы полностью постились, самое лучшее выходить, способ выхода – это несколько стаканов молока, разбавленного водой горячей вместе с финиками или еще с чем-то, это полностью очистит ваше тело от всякой накопившейся грязи. С финиками или с черносливом, самое лучшее – 3-4 стакана разбавленного молока с водой.


Я хотел рассказать еще одну историю, но я просто не успеваю ничего делать. Потрясающая история, но очень важная, без этой истории я никак не обойдусь. Эта история связана с духовным братом Шрилы Прабхупады – Шридхаром Махараджем. Шрила Прабхупада не придавал большого значения полному посту на экадаши, но он говорил, что нужно легче есть, он говорил, в основном картошка. Он говорил: «Экадаши – значит картошка». Но есть потрясающая история, связанная со Шридхаром Махараджем, она мне очень понравилась. Однажды был экадаши у них в матхе и пришел один ученик Шрилы Прабхупады – саньяси и во время экадаши киртан он прыгал, плясал, еще что-то такое и после киртана Махарадж, глава этого матха, пригласил его и сказал: «Теперь можно немножко поесть экадашного прасада». Тот сказал: «Вы знаете, я полностью пощусь насухую на экадаши». Махарадж так поднял брови и сказал: «О, постишься на экадаши – это здорово, хорошо, и при этом прыгаешь так на киртане». – «Ну да, пощусь, прыгаю, все хорошо», но потом он посмотрел на самого Махараджа, который предлагал поесть и сказал: «Но если вам так нравится, если вам так хочется, то я, конечно же, попробую экадашный прасад, хотя много лет подряд я пощусь насухую на экадаши». Шридхар Махарадж еще более удивленно поднял брови и сказал: «Этот человек понял суть вайшнавизма». Потому что, суть вайшнавизма не просто в том, чтобы просто строго следовать правилам, чтоб понимать еще более тонкие вещи, стоящие за этими правилами. Когда старший попросил его, сказал: «Давайте вместе отведаем»….


Суть вайшнавизма – в любви. Поэтому, все то, что я сказал – правильно, но еще правильнее понимать, что все мы это делаем для того, чтобы обрести любовь, а не для того, чтобы просто следовать правилам ради самих правил.