ШРИЛА ПРАБХУПАДА: ПОВТОРЯЙ, СЛУШАЙ, ДОЧИТЫВАЙ И НЕ СПЕШИ!

* Каково самое главное наставление духовного учителя?
* Можно ли повторять джапу молча?
* Нужно ли гнаться за скоростью джапы?
* Следует ли дочитывать круги на следующий день?

ОТВЕТЫ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ:

 ЧЧ Ади-лила 17.32 и комм.

Воздев руки, я призываю всех: «Послушайте меня! Нанижите этот стих на нить святого имени и носите его на шее, чтобы никогда не забывать!»

Комментарий: Тот, кто повторяет святые имена Господа — маха-мантру Харе Кришна, — как правило, поначалу допускает много оскорблений, которые называются нама-абхаса и нама-апарадха. Такое повторение маха-мантры не дает возможности обрести совершенную любовь к Кришне. Поэтому необходимо повторять маха-мантру в соответствии с принципами, изложенными в приведенном выше стихе: тр̣н̣а̄д апи су-нӣчена тарор ива сахишн̣уна̄. В этой связи нужно отметить, что в повторении святого имени обязательно должны участвовать язык и губы. Слова «Харе Кришна» следует произносить с большой отчетливостью; они должны быть ясно слышимы. Иногда, повторяя святые имена, вместо того, чтобы правильно произносить их с помощью губ и языка, люди механически издают какой-то свист и шипение. Повторять святое имя очень просто, но необходимо практиковать это со всей серьезностью. Поэтому автор «Шри Чайтанья-чаритамриты», Кришнадас Кавираджа Госвами, призывает каждого всегда носить этот стих с собой как кулон на шее.

 ЧЧ Антья-лила 11.23 и комм.

Шри Чайтанья Махапрабху спросил Харидаса: «Ты знаешь, что за болезнь у тебя?» Харидас Тхакур ответил: «Моя болезнь в том, что я не могу закончить повторение установленного числа святых имен».

Комментарий: Если преданный не может закончить повторять установленное число святых имен на четках, это значит, что он духовно болен. Шрилу Харидаса Тхакура именуют намачарьей. Разумеется, мы не можем подражать Харидасу Тхакуру, но каждый из нас должен повторять предписанное количество святых имен. В нашем Движении сознания Кришны мы установили такую норму, которая не слишком обременительна для западных преданных, — минимум шестнадцать кругов маха-мантры на четках. Эти шестнадцать кругов нужно повторять обязательно, причем повторять вслух, так, чтобы и сам преданный слышал святое ими, и окружающие.

 ЧЧ Антья-лила 11.24 и комм.

«Ты стал старым, — сказал Господь, — поэтому можешь сократить число святых имен, которые ты повторяешь ежедневно. Ты уже обрел освобождение, и потому тебе нет нужды так строго следовать регулирующим принципам».

Комментарий: До тех пор, пока преданный не достиг уровня спонтанной любви к Богу, он должен следовать регулирующим принципам. Тхакур Харидас был живым примером того, как им нужно следовать. Не менее ярким примером был и Рагхунатха дас Госвами. В «Шад-Госвами-аштаке» говорится: сан̇кхйа̄-пӯрвака-на̄ма-га̄на-натибхих̣ ка̄ла̄васа̄нӣ-кр̣тау. Госвами, в особенности Рагхунатха дас Госвами, строго следовали всем регулирующим принципам. Главный регулирующий принцип — повторять маха-мантру Харе Кришна настолько громко, чтобы ясно ее слышать, и делать это определенное число раз. Рагхунатха дас Госвами не только повторял фиксированное число святых имен на четках, но и следовал обету много раз кланяться и выражать почтение Господу.

 ЧЧ Мадхья-лила 22.113 комм.

“В шастрах приводится множество регулирующих принципов, и духовный учитель дает множество наставлений. Все эти наставления и правила призваны служить главному принципу: всегда помнить о Кришне и никогда Его не забывать. Это возможно, если постоянно повторять мантру Харе Кришна. Поэтому маха-мантру Харе Кришна нужно повторять всегда, двадцать четыре часа в сутки. У нас может быть много других обязанностей, которые поручены нам духовным учителем, но первым делом следует выполнять указание духовного учителя повторять предписанное число кругов мантры в день. В Движении сознания Кришны мы советуем начинающим повторять как минимум шестнадцать кругов. Если человек хочет всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем, он должен строго следовать этому правилу. Из всех правил, которые дает духовный учитель, его наставление повторять не менее шестнадцати кругов является самым важным”.

ЧЧ Антья-лила 1.101 и комм.

О красоте и трансцендентной природе святого имени Господа можно узнать, только слушая богооткровенные писания в изложении преданных. Ни из какого другого источника нельзя узнать о сладости святого имени Господа.

Комментарий: В «Падма-пуране» сказано: атах̣ ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣. Невозможно произносить и слушать трансцендентное святое имя Господа материальными органами чувств. Трансцендентный звук святого имени Господа полностью духовен. Поэтому, прежде чем произносить святое имя, следует получить его из духовного источника, то есть от духовного учителя. Тот, кто слушает звук мантры Харе Кришна, должен получить эту мантру от духовного учителя, то есть услышать, как он ее произносит

 Из лекции на инициацию от 10 января 1969 г. в Лос Анджелесе:

Тамала Кришна: Девятое [оскорбление]: Невнимательность во время повторения святых имен.

Шрила Прабхупада: Да. Когда вы повторяете, вы также должны слышать. Это и есть внимательность. Это и есть йога. Ваш ум должен быть сосредоточен на этом звуке: “Харе Кришна”. Нельзя повторять Харе Кришна и при этом думать о том, как там у вас дела на заводе. Нет. Так нельзя. Вы обязаны слушать, как вы повторяете. Это и есть внимание, внимательное повторение.

 Из письма Сатсварупе от 8 марта 1969 г.:

“Что касается твоего вопроса: Я не помню, чтобы Райарама слишком громко поворял [джапу] в моей комнате; да он никогда и не жил в моей комнате, и мне никогда не приходилось просить его повторять потише. Не знаю, откуда взялись эти слухи. Нет такого требования, что джапу нужно обязательно повторять тихо или как-то по-другому. Громко или тихо — все это приемлемо. Нет никаких ограничений. Однако обязательно при этом повторять очень внимательно и слышать звук очень отчетливо”.

 Из лекции о 10 оскорблениях святого имени от 22 февраля 1970 г. в Лос Анджелесе:

“Итак, прошу всех вас начать повторять от центральной бусины. Не прикасайтесь к четкам этим пальцем, вот так [повторяет джапу]. Затем повторяйте на следующей бусине [повторяет джапу]. И таким образом вы подходите к последней. Не пересекайте центральную бусину и повторяйте снова от нее [повторяет джапу]. Потому снова возвращайтесь в эту сторону. Таким образом повторяйте 16 кругов, и с практикой вы сможете завершать 16 кругов всего за один час двадцать минут. Но вначале вы не сможете, и на каждый круг у вас будет уходить не по пять минут, а по 10 — то есть, всего 160 минут. Немногим более двух часов”.

 Из утренней прогулки от 3 февраля 1975 г. на Гавайях:

Преданный: Шрила Прабхупада, когда я повторяю джапу, мне очень сложно контролировать свой ум. Он блуждает.

Шрила Прабхупада: Что значит ‘контролировать ум’? Ты должен просто повторять и слушать, вот и все. Ты должен повторять языком и слушать звук, вот и все. При чём здесь ум?

 Из письма Радхаваллабхе от 6 января 1972 г.

“Повторять джапу следует в ранние утренние часы с полной сосредоточенностью, предпочтительно в брахма-мухурту. Полностью сосредотачивайся на звуке мантры, отчетливо произнося каждое имя, и постепенно скорость повторения возрастет естественным образом. Не слишком беспокойся о том, чтобы повторять быстро, самое важное — слушать. Преданный должен всегда быть серьезным и молчаливым, то есть, обсуждать только темы, связанные с сознанием Кришны. Да, продолжай всё время петь, читать и принимать прасад Кришны, и тогда твой язык сам собой станет тебе послушен. Если ты искренне занимаешься преданным служением круглые сутки в соответствии с наставлениями духового учителя, ежедневно повторяешь 16 кругов, посещаешь церемонию арати Господа Кришны, общаешься с преданными и строго следуешь регулирующим принципам, то Кришна лично явит Себя тебе”.

 Из утренней прогулки от 20 апреля 1974 г. в Хайдерабаде:

Панчадравида: …такие преданные выполняют служение, могут быть очень известными, привлекать много людей, они успешны, и в киртане и во всем остальном — но нам известно, что они не повторяют джапу. Что мы можем сделать в такой ситуации? Нужно ли….

Шрила Прабхупада: В этой ситуации — но ведь он занимается служением. Он выполняет какое-то служение.

Панчадравида: Да.

Шрила Прабхупада: Если он не мог из-за служение, тогда это простительно. Но нельзя позволять такой практике становиться постоянной. Правило такое: если ты не смог в какой-то день закончить свои круги, то на следующий день ты обязан не есть, не спать, но наверстать.

Панчадравида: Есть преданные, которые вообще не повторяют джапу, и всё же мы находимся в их обществе, и…

Шрила Прабхупада: Нет, если ты недочитал круги из-за занятости, то на следующий день ты обязан их наверстать. Не ложись спать. Не… Да, в этот день ты должен забыть обо всех других делах. Сперва наверстай.

Сатсварупа: У некоторых преданных это стало хроническим состоянием.

Шрила Прабхупада: Тогда он животное.

Сатсварупа: Но он при этом выполняет много замечательного преданного служения.

Панчадравида: Он может быть даже руководителем.

Шрила Прабхупада: Тогда у него появится еще один шанс в будущем. Что он за преданный, если сам не следует регулирующим принципам? Твой долг наверстать потом, если в один день ты не успел. На следующий день ты обязан наверстать. На еду у него желания хватает, на сон больше чем хватает, а на то, чтобы наверстать недочитанные круги, не хватает. Значит, он животное. Всё это отговорки. Что, вчера у тебя не было времени? Ты был очень занят? Хорошо, тогда сегодня никакого сна, никакой еды. Дочитывай круги. Вот что требуется. (…) Но если времени тебе не хватает только на джапу, это недопустимо. Это недопустимо. Это просто притворство: “О, я так занят!”