ОТ ПРОПАГАНДЫ К СОСТРАДАНИЮ

Очень важно понять, как человек наслаждается, когда он проповедует. Чем он наслаждается? Есть извращённые и чистые формы наслаждения. Сознание Кришны — это чистая форма наслаждения. Почему важно правильное наслаждение? Потому что именно наслаждение передается. Есть различная бхава: митхунья бхава, чистая бхава. «Абхиман» означает, что я думаю что-то о себе, я горжусь собой, я хочу быть спасителем мира. Все эти виды наслаждения, которые испытывает проповедник, переносятся на публику. И это настроение выбирает соответствующих людей. Люди привлекаются на соответствующую проповедь и наполняют движение.

Мы однажды спросили в 90-х годах: «Почему к нам так много сумасшедших приходит после проповеди?» Люди интеллигентные не оставались с нами, управляющий класс с нами не оставался. Приходили простые люди, которые без работы остались, с женой развелись, и немножко ненормальные. И тогда был короткий ответ, и я глубоко задумался. Нам сказали, что проповедь должна быть чище — что это отклик на нашу собственную проповедь. Какое движение формируется — это зависит от того, чем наслаждается проповедник, какой вкус он передает слушающим людям.

Мы говорим об этом: как улучшить нашу проповедь, улучшить наше настроение. Есть ораторы — хорошо подготовленные, обученные люди, владеют информацией, языком. Талантливых людей мы немало видим сегодня, которые могут в форме шоу серьёзные вещи рассказывать на сцене; большие залы, даже стадионы они привлекают. Но они используют этот дар Бога не для Бога, они не говорят о Боге; у них нет чистого наслаждения служением Кришне. Но люди привлекаются их талантом — и именно этой личностью.

Но проповедь имеет обратную вещь: мы становимся на сцену, чтобы духовно приблизиться к аудитории. Вот это искусство проповеди — дать Кришну, чтобы люди привлеклись именно Богом. Не проповедником, а Богом. Бог останется в сердце человека. Проповедник — его можно забыть, что-то может измениться, так как мир временный. Задача как раз оставить, передать вечные ценности. Наслаждаться нужно этим процессом передачи. И это вид жертвы своим абхиманом, своим стремлением к славе, к выгоде, — жертвуя всем этим, человек будет способен передавать духовное послание, счастье и знание.

Е.М.Чайтанья Чандра Чаран прабху
16.01.2021 Казахстан, Алматы