ЧИСТОТА — ЗАЧЕМ ОНА И КАК ЕЙ СЛЕДОВАТЬ?

Что такое чистота с точки зрения Вайшнавов? Существуют ли какие то уровни чистоты, существуют ли пределы чистоте? Или может Вы могли бы порекомендовать какие нибудь лекции или семинары по этой теме? 

ОТВЕТ: 
Харе Кришна, спасибо большое за ваш практический вопрос. Чистота очень важна для Вайшнавов. В конце концов, мы стремимся к чистому преданному служению и мы счастливы общаться с чистыми преданными и служить им. А наш дорогой Шрила Прабхупада хочет, чтобы мы все стали чистыми преданными. Прабхупада также говорит, что Кришна самый чистый, не просто чистый, а антисептик. Т.е. соприкасаясь с Кришной нечистое становится чистым. Если мы искренне стараемся повторять Махамантру, то естественным образом проявляется желание сделать чистым все вокруг. Вайшнавы так устраивают, свою жизнь, что пространство, в котором они находятся всегда чисто, т.е. они убираются не тогда, когда грязно, а живут так, что грязно не становится. Чистота — это божественное качество. Сложно дать определение чистоте, но можно очень быстро почувствовать ее необходимость через практику. Чистота сознания позволяет помнить Кришну и это самое главное. Отдельная тема, это чистота на кухне, ведь это продолжение алтаря. Очень важно, чтобы там было максимально чисто, ведь мы готовим для Кришны. Надо обязательно разделить посуду Кришны и преданных, и не смешивать их. И при всем нашем стремление к чистоте, преданный не становится тираном с коровьим навозом в руках, терроризирующим близких. Прабхупада не смущался, когда курили в его присутствии. Мы должны научиться быть чистыми и уравновесить это с окружающими нас отношениями. Искреннему преданному Кришна обязательно поможет научиться этому, дав ему очень тонкий разум. 

В Бхагавад-Гите 13.8-12 Прабхупада говорит, что чистота — необходимое условие духовного прогресса. Он также говорит, что различают внешнюю и внутреннюю чистоту. Чтобы быть чистым снаружи, нужно регулярно совершать омовения, а чтобы оставаться чистым внутри, необходимо всегда думать о Кришне и повторять мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это позволит человеку очистить ум от пыли накопленной им кармы. А в Шримад-Бхагаватам 7.5.28 Прабхупада делает еще одно очень важное утверждение, которое также поможет нам практически достичь чистоты: «… хотя воспевание Святого имени достаточно для прогресса в духовной жизни и достижения стандарта любви к Верховной Личности Бога, никто не может избежать осквернения из-за наличия материального тела. Следовательно, на арчана-видхи (поклонение Божествам) делается особый упор. …” Т.е. через служение Божествам мы сможем стать чистыми очень быстро. Мы не должны избегать поклонения Божествам, имитируя Харидаса Тхакура, мы учимся использовать все, что благоприятно для нашего духовного роста. В подтверждении этого еще одна цитата из Шримад-Бхагаватам 7.5.23 Шрила Прабхупада в разделе посвященной арчане говорит «Смысл поклонения Божествам в том, чтобы всегда сохранять внутреннюю и внешнюю чистоту. Преданные-грихастхи должны быть образцом чистоплотности». 

Благодаря вашему вопросу я нашел очень важную для Вайшнавов книгу «Панчаратра-прадипа». Это замечательная книга, в которой вы найдете практически все о поклонении Божествам, Вайшнавам, Священным писаниям, Гуру и т.д. Вот, например, что говорится там о ЧИСТОТЕ. 

Обсуждение чистоты и нечистоты /шуддхи-вичара/ 

Ведическое общество высоко ценит чистоту, как грубую так и тонкую. Объекты могут классифицироваться согласно их уровня загрязнения и методов, необходимых чтобы очистить их. Это называется шуддхи-вичара, пониманием того, как поддерживать чистоту. Нижеприведенное представляет собой свод этих принципов, как Господь Кришна подчёркивает их Уддхаве в Шримад-Бхагаватам /11.21.7-15/: 

О святой Уддхава, чтобы ограничить материалистическую деятельность, Я определил, что является правильным, а что неправильным среди всех материальных вещей, включая время, пространство и все физические объекты. Места, лишённые пятнистых антилоп, лишённые преданности брахманов, притягивающие пятнистых антилоп, но лишённые уважаемых людей, провинции подобные Кикате и места, где отвергаются чистота и очистительные ритуалы, где процветают мясоеды, или где земля бесплодна, все они считаются осквернёнными землями. 
Особое время считается чистым, когда оно способствует, либо по своей природе, либо через выполнение уместного обряда, выполнению предписанных обязанностей. Время, которое препятствует выполнению предписанных обязанностей, считается нечистым. Чистота или нечистота объекта определяется посредством приложения к другим объектам, словами, ритуалами, воздействием времени или согласно относительной важности. Нечистые вещи могут приносить или не приносить греховных реакций человеку, в зависимости от его силы или слабости, разума, богатства, местонахождения и физических условий. Различные объекты, такие как зёрна, деревянная утварь, вещи сделанные из кости, нить, жидкости, объекты, происходящие из огня, шкуры и земные объекты — все они очищаются временем, ветром, огнем, землёй и водой, либо отдельно, либо в комбинации. Определённый очищающий фактор считается подходящим, когда применение его удаляет плохой запах или грязные покрытия с какого-либо осквернённого объекта и делает его отвечающим своей изначальной природе. Себя можно очистить купанием, благотворительностью, аскетизмом, годами, личной силой, очистительными ритуалами, предписанными обязанностями и, что выше всего, памятованием обо Мне. Брахманы и другие дважды-рождённые должны быть должным образом очищены перед выполнением своей особой деятельности. Мантра чиста, когда воспевается с должным знанием и работа чиста, когда предложена Мне. Так, посредством очищения места, времени, веществ, исполнителя, мантр и работы, человек становится религиозным, а отвергая эти шесть предметов, он становится нерелигиозным. 

Хари-бхакти-виласа приводит дальнейшие детали, касающиеся шуддхи-вичара. Ниже приведён обзор этих деталей: 

Личная нечистота 

Поскольку осквернение передаётся через касание, пуджари должен быть осторожным, чтобы избегать прикосновения к нечистым предметам, таким как отверстия в теле, волосы, нижняя часть тела, одежда, покрывающая нижнюю часть тела, стопы, пол или иные нечистые субстанции. Предложенные предметы считаются нечистыми для того, кто собирается предложить свежие предметы. Поэтому поклоняющийся должен быть осторожным, чтобы избегать прикосновения к предложенным предметам. Согласно Ману, есть двенадцать нечистот /мала/, исходящих из тела. Человек должен очиститься, вымыв своё тело с землёй /мылом/ и водой после контакта с первыми шестью нечистотами: жиром, семенем, кровью, костным мозгом, мочой или испражнениями. Одной водой человек очищается после контакта со следующими шестью нечистотами: носовой слизью, флегмой, слезами, потом, ушной серой и выделениями глаз. 
Другими оскверняющими предметами являются алкоголь, низшие животные, такие как свиньи, ослы, собаки и вороны, люди из низших классов /млеччхи и чандалы/, волосы, ногти, кости, трупы /человеческие и животные/, дым от погребального костра, женщина в период менструаций, еда, сон, секс, удаление мочи или кала, греховные действия, уччхишта /объедки/ и рождение или смерть близких родственников. Инфекционные болезни также оскверняющи. Человек, страдающий кожными болезнями, такими как экзема, не должен входить на кухню или поклоняться Божеству. Если кто-то имеет язвы или раны, которые могут осквернить параферналии или Божество, также должен отстраняться от приготовления или поклонения. Личность, страдающая респираторными заболеваниями, не должна входить на кухню. 

Очищение тела 

После подъёма, преданный должен очистить своё тело и его отверстия используя воду и землю /мыло/ вычистив зубы и погружаясь в воду. Когда части тела ниже пупа и подмышки становятся осквернёнными вином или первыми шестью телесными нечистотами, необходимо очистить их, вымыв загрязнённые места землёй /мылом/ и водой. Если осквернена верхняя часть тела, необходимо очистить всё тело землёй /или мылом/ и водой, а затем, целиком омыться. Человек должен омыться после секса, плохого сна, бритья, рвоты, дефекации, или после прикосновения к мертвецу, женщине во время менструального цикла, чандалу или мёртвому животному или его жиру и костям. Женщина очищается во время менструального цикла омовением на четвёртый день. Женщина, обладающая дурным умом очищается менструальными выделениями.* 

* Если менструальный цикл длится более трёх дней, будет лучше отстранить женщину от прикосновения в Божеству или к чему-либо относящемуся к поклонению Божеству, пока ее цикл не закончится. Причина этого ограничения в том, что менструальное осквернение, равно как минимум, удалению кала без последующего омовения. В своём письме Шрила Прабхупада писал, что для того, чтобы поклонение Божеству не прерывалось, можно позволить, как исключение, женщине совершать поклонение во время менструального периода, но «лучше нет». Это позволение следует понимать как редкое исключение, или для поклонения домашним Божествам. Руководители храма должны поощрять преданных-мужчин заниматься храмовым поклонением Божеству, сведя к минимуму затруднительные ситуации, которые могут возникнуть из-за периодов осквернения женщин-преданных. 

Следует совершать ачаман после кашля или чихания, после сна, еды, питья, омовения, одевания, сплёвывания или прогулки по дороге, после удаления кала или мочи, и после разговора с чандалами и млеччхами. Следует также совершать ачаман перед едой, изучением шастр или выполнением любой религиозной деятельности. Знающий человек очищается от греха стойкостью, благотворительностью, джапой и аскетизмом. Брахман очищается принятием саннйасы. Преданный очищается от неконтролируемого ума решением следовать по пути истины. Он очищается от телесного сознания знанием и аскетизмом, и он очищает свою способность различать, принимая духовное обучение. 

Очищение сознания /читта-шуддхи/ 

Сознание человека очищается сначала Вайшнавской инициацией, при которой он получает Вайшнавские мантры для поклонения Господу; затем оно очищается выполнением ежедневной садханы и практикой Вайшнавской ачары /правильного Вайшнавского поведения/. Очищение сознания очень тесно взаимосвязано с физическим очищением. Вишну-смрити перечисляет очищающие средства для осквернённого тела и ума, такие как духовное знание, аскетизм, определённые предписанные действия /такие как воспевание Гайатри в сандхйи/, огонь, определённые кушанья /такие как панча-гавйа/, земля, вода, коровий навоз, воздух, солнце, время и приготовленные зёрна. Среди них пища очень важна. Если человек ест чистую пищу, он становится чистым, а если он ест нечистую пищу, он становится нечистым. Даже если человек принимает другие (формы очищения, но если он ест нечистую пищу, он остаётся нечистым. Поэтому надо всегда быть осторожным, чтобы принимать только чистую пищу всегда. Через выполнение йаджны пища освящается, и через принятие освященной пищи всё существование человека очищается; через очищение существования освящаются тонкие ткани памяти, а когда память освящена, человек может думать о пути освобождения, и всё это соединённое вместе ведёт к сознанию Кришны — великой необходимости нынешнего общества /Бг. 3.11, комм./ 

Остальное можете прочитать в книге, она прикреплена к этому посту в PDF формате. 

Ваш слуга, Нитай Мангала дас