➤Сиддха-упадеш
Каков вывод всех шастр? Что является высшим благом для каждого?
са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата̄
йайа̄тма̄ супрасӣдати
Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным. (ШБ 1.2.6)
Если поверхностно взглянуть на перевод, особенно через призму своего ума, то под занятием (паро дхармо), про которое говорится в этом стихе, можно понять разные вещи. Паро дхармой или главным занятием для каждого будут разные вещи, в зависимости от того, кем мы себя считаем и какова наша цель.
Какое главное занятие жены? Прибираться по дому, заниматься детьми? Быть послушной мужу? А главные обязанности мужа? Обеспечивать семью? Исполнять желания своей жены? Допустим, это и будет пара дхармой, то есть главной дхармой мужа и жены! При этом, нужно не забывать о Господе и делать это как служение Ему. Это приведет к бхакти (йато бхактир адхокшадже), правильно?
В этом стихе все совсем по-другому.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур комментирует его следующим образом: для любого человека (пумсам) высшей дхармой (паро дхармо) является шраванам и киртанам, то есть садхана-бхакти, а не семейные обязанности или то, что нравится и подходит человеку по своей свабхаве (обусловленной природе). Высшая дхарма – это только (ева) шраванам и киртанам!
— Подождите минуточку! — возразите вы, — К какой бхакти это должно привести, если шраванам и киртанам это уже сам по себе процесс бхакти-йоги?
Дело в том, что в этой шлоке слово бхакти (йато бхактир) означает према-бхакти! И это единственная правильная цель нашей практики.
Здесь можно задуматься и пересмотреть свои приоритеты, ибо нет другого метода достижения любви к Господу, нежели садхана-бхакти.