ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА И ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ

Вопрос: Хотел спросить Вас: отношения ученика и духовного учителя всегда будут сохранять дистанцию? Я не к тому, чтобы быть друзьями. Но когда нет возможности сесть и пообщаться, задать вопросы. Может быть, я говорю об идеале отношений с духовным учителем, когда есть доступ ученика к духовному учителю и наоборот. Есть эта потребность внутри, и потребность эта не первый год, несмотря на слушание лекций, размышления, внутреннее задавание вопросов. Возможны ли такие отношения? И уточнение: возможны ли такие отношения с духовным учителем в Кали-югу и в этом мире в принципе? Или, чтобы быть всегда с духовным учителем, нужно смиренно ждать духовного мира? 

Ответ: Дистанция всегда сохранится, иначе учитель не сможет исполнять свои обязанности по отношению к ученику — я уже написал об этом выше. Хотя она может сокращаться в каких-то ситуациях. Но, насколько я понял, ты говоришь не о дистанции, а о свободном доступе к учителю, — это разные вещи. 

Доступ может быть, особенно в Кали-югу, когда средства доступа стали универсально доступными. Когда раньше можно было так быстро написать письмо и ожидать ответ? Когда прежде была возможность слушать духовного учителя, находящегося на расстоянии тысячи километров, в режиме реального времени? Когда можно было позвонить учителю и увидеть его изображение по скайпу? 

Поверь мне, раньше у учеников не было возможности видеть духовного учителя даже раз в год. Именно это обстоятельство имеет обратную сторону: так как духовный учитель слишком легко доступен, ему приходится одновременно общаться с огромным количеством учеников, у каждого из которых есть право на его время и внимание. 

В традиционном варианте духовный учитель странствовал пешком. Один раз за многие годы он заходил в какую-то деревню, навещал своих учеников, они слушали его катху, которая оставалась с ними на годы. Шри Чайтанья Махапрабху видел Ишвару Пури два раза в жизни, большая часть учеников Мадхавендры Пури видели его всего один раз в жизни. 

Но духовный учитель всегда находится в сердце искреннего ученика, посвятившего жизнь исполнению его наставлений, — это самое важное, поэтому Шрила Прабхупада подчеркивал важность вани-севы. Вапу-сева (служение телу духовного учителя) вторична. 

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами 
Из переписки с учеником