СОРНЯКИ, ПРОРАСТАЮЩИЕ В СЕРДЦЕ ПРЕДАННОГО

Первый сорняк, который прорастает в сердце человека, когда противоположные тенденции начинают преобладать в нем и он утрачивает вкус к святому имени, называется «нишидачар» – поведение, не соответствующее принципам святой жизни. Мы можем видеть, как это происходит. Человек приходит, и у него есть очень искреннее желание вернуться к Кришне, он обрёл смысл жизни. На волне этого энтузиазма он даёт всевозможные обеты. А потом вдруг старые желания снова прорастают в сердце, и ему хочется грубо или тонко нарушать регулирующие принципы. 

Нишидачар – это когда у человека нет достаточной внутренней энергии для того, чтобы заниматься искренней духовной жизнью, и он потихоньку начинает идти на компромиссы. Он утратил вкус из-за оскорблений, из-за неосторожности или невнимательности, а из невнимательности вырастают все остальные оскорбления. Человек начинает совершать оскорбления, и вкус уходит все больше и больше. Утратить вкус очень легко, восстановить его гораздо сложнее. С первым сорняком, который прорастает в сердце, нишидачар, бороться очень трудно. 

Вслед за этим начинается цепная реакция сорняков, прорастает второй сорняк – кутинати, лицемерие. Мы же святые вайшнавы. А живем мы как? Мы давно уже гнилые вайшнавы, а не святые. Внутри мы уже согласились на компромиссы. И что нам нужно сделать? Нам нужно как-то примирить эти несоответствия, и мы становимся лицемерами. Кутинати значит «лицемерие», кутинати значит, что человек становится обманщиком, становится хитрым внутри. Он провозглашает одни принципы, а живёт по другим. У такого человека внутри, в сердце, будет накапливаться раздражение, злость, недовольство самим собой. 

Лицемерный человек не может быть счастлив. Лучше откровенно наслаждаться, чем быть лицемером. Нельзя быть постоянно недовольным собой: человек начинает выливать свое недовольство на других, начинает искать ошибки в других. Проблема в нём самом, но он не решается себе в этом признаться. Поэтому следующий сорняк, который вырастает за кутинати, – джива-химса, желание причинять боль другим живым существам. Все остальные виноваты. Это происходит непроизвольно, это простой компенсационный механизм. Мне нужно куда-то вылить свое недовольство, и появляется джива-химса. Такой человек всегда недоволен, он начинает ругаться, злиться, раздражаться и упрекать всех остальных. 

Три последних сорняка вырастают сами собой, если человек не пропалывает цветник своего сердца. Четвёртый сорняк – это пратиштха, желание как-то выделиться, показать всем, какой я особенный. Пратиштха – это желание утвердить своё особое положение в обществе вайшнавов. 

Совершенно парадоксальная вещь: человек падший, он не может соблюдать элементарные принципы, элементарные обеты, которые он дал во время посвящения и которые вначале ему легко давались. При этом ему очень важно доказать всем, что он не просто не падший, а наоборот, он особенный, выдающийся, замечательный. И многие верят ему. Потому что у пратиштхи есть свои механизмы, это способ манипулировать мнением других, и, если человек достаточно разумен, он может составить мнение о себе, получить особое положение. 

Два оставшихся сорняка – это пуджа и лобха. Пуджа – это почёт, который нужен такому человеку, так как сознание Кришны не приносит ему радость, не приносит ему счастья, он не удовлетворён. Иногда он делает что-то, потому что иначе нельзя, иногда не делает. От пива он тоже счастливым не становится. Какой способ получить счастье? Пуджа – почёт, почитание. Человек наслаждается этим почётом. Это желание наслаждения почетом есть в сердце каждого из нас. Это всё сорняки, и их семена у нас есть. И последний сорняк – это лобха, выгода. Такому человеку нужна выгода, нужны деньги. 

Есть одно-единственное лекарство, с помощью которого можно от всего этого избавиться. Служение вайшнавам! Общение с вайшнавами! И искренность! У нас есть способность к самоанализу. 

Если человек будет достаточно искренен и будет анализировать, что происходит с его сознанием, в каком направлении он движется, развивается он или, наоборот, деградирует, такой человек сможет понять реальную ситуацию и с корнем вырвать эти сорняки. Это не так просто, но он сможет. Если у него есть искренность, есть разум, он поймёт, что всё это путь в никуда, что это тупик, в который мы сами себя завели. Завели из-за того, что были невнимательны. 

Бхакти Вигьяна Госвами