ШРИЛА ПРАБХУПАДА О МЕСЯЦЕ ПУРУШОТТАМА

Иногда можно услышать утверждение, что «Шрила Прабхупада ничего не говорил о месяце Пурушоттама, поэтому нам нет дела до него»

Почему Прабхупада мало говорил о месяце Пурушоттама?

Несомненно, беспримесная преданность Шриле Прабхупаде всегда заслуживает высочайшего почтения, тем не менее, вряд ли кто-то может сказать, что Шрила Прабхупада был бы недоволен тем, что преданные с ещё большим рвением занимаются служением Господу и проповедью, повторяют больше кругов и больше читают Шримад-Бхагаватам, а именно это и предполагает Пурушоттама-врата (благоприятные обеты на месяц Пурушоттама).

Более того, нельзя с абсолютной уверенностью сказать, действительно ли Шрила Прабхупада ничего не говорил о месяце Пурушоттама так как, к сожалению, многое из того, что Шрила Прабхупада говорил, не было записано на плёнку. Очевидно одно, что он не акцентировал его так же, как он не акцентировал и другие вещи, некоторые из которых сейчас являются общепринятыми практиками в нашем обществе. Яркий пример тому — соблюдение месяца Картика или наставническая система. Шрила Прабхупада обычно не подчеркивал важность особых обетов в Чатурмасью или в месяц Картика, а если принять во внимание, что месяц Пурушоттама бывает в 2-3 раза реже Картики, то естественно, что упоминания о нём будут ещё в 2-3 раза реже.

Пурушоттама-врата

Добровольные обеты в месяц Пурушоттама называются Пурушоттама-врата. Что это такое? Нужно просто делать то, что мы уже делаем — повторять Харе Кришна мантру, читать Шримад-Бхагаватам, петь бхаджаны и киртан, но делать это ещё больше и лучше!А если мы этого не делаем, то этот месяц — прекрасная возможность начать это делать!

Разве Шрила Прабхупада будет недоволен, если мы начнём каждый день петь киртан, каждый день читать Бхагаватам, каждый день совершать какое-то служение Господу? Нужно начать хотя бы в этот священный месяц!

« врядли …  Шрила Прабхупада был бы недоволен тем, что преданные с ещё большим рвением занимаются служением Господу и проповедью, повторяют больше кругов и больше читают Шримад-Бхагаватам, а именно это и предпологает Пурушоттама-врата»

Таким образом, речь идёт не о том, чтобы вводить что-то новое — никто не говорит, что нужно установить, например, Божество Бала-гопала и петь ему весь день молитвы Валлабхачарьи или же катать Радха-Кришну на качелях.

Конечно, всегда есть крайности с обеих сторон, как канавы по краям дороги — можно взять на себя непосильные обеты и совершать никому не нужные аскезы, оставив своё служение и проповедь под видом соблюдения «Пурушоттама-враты», а можно обмануть себя по-другому, сказав «Шрила Прабхупада этого не хотел» и продолжать жить как обычно, «не напрягаясь» (хотя соответствует ли наше «как обычно» тому, что хотел от нас Шрила Прабхупада — это другой вопрос).

Кто первым заговорил о важности месяца Пурушоттама?

Судя по всему, Шрила Бхактивинода Тхакур был первым, кто в современном мире стал говорить о важности месяца Пурушоттама и о том, что этот месяц на самом деле не является «грязным» и бесполезным, как ранее считалось, а совсем наоборот — он превосходит все другие месяцы и может даровать все благословения (статья о славе месяца Пурушоттама в своей газете «Саджджана-тошани» в сентябре 1898 года).

Также будет интересным тот факт, что именно в течении месяца Пурушоттама, Бхактивинода Тхакура писал свою автобиографию под названием «Сваликхита-дживани» (на её написание ушло два с половиной месяца — с 4 апреля по 21 июня 1896).

Во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в Гаудия Матхе священный месяц Пурушоттама соблюдался с особым вниманием. В специальном выпуске газеты «Гаудия», посвященном его божественному уходу из этого мира (том 15, номер 23-24 от 16 января 1937 года) было описано как после проведения праздников Баладева-авирбхавы и Джанмаштами в Калькутте, Шрила Сарасвати Тхакур показал личный пример соблюдения Пурушоттама-враты и 12 августа 1936 года отправился на поезде из Калькутты в Матхуру. Там он провёл некоторое время возле «Mathura Cantonment» в усадьбе под названием «Шивалайа», где давал лекции. После этого он отправился во Вриндаван и там, в «Мадхумангал-кундже», давал лекции по Шримад-Бхагаватам. В это время он также проявил на Говардхане небольшой бхаджан-кутир. 9 сентября 1936 года он вернулся в Калькутту и провёл там непрекращающуюся хари-катху на ежегодном фестивале в Шри Гаудия Матхе.

Перед началом месяца Пурушоттама в августе 1936 года в газете «Гаудия» была опубликована статья, начинающаяся словами: «В 8:24 минувшего 1 Бхадра [17 августа] началась Пурушоттама-врата, которая продлится до 22:32 30 Бхадра [15 сентября]. В течении этого месяца личный спутник Лила-Пурушоттамы [Шри Кришны], Гаудия-ачарья-бхаскара [солнцеподобный ачарья гаудия-вайшнавов] в собственной обители Пурушоттамы, Шри Вриндаване, даровал благоприятную возможность праздновать Пурушоттама-врату с киртаном хари-катхи…»

Статья заканчивалась словами: «Поэтому, преданно принять служение Лила-пурушоттаме, состоящее из прославлений (киртана-майи) и наставлений (вани-мукхара) личного спутника Шри Радхи, в этот самый благочестивый месяц Пурушоттама, в Шри Вриндаване — долг каждого».

Месяц Пурушоттама

Таким образом, месяц Пурушоттама — особый месяц, который предоставляет благоприятные возможности для духовного развития и самоосознания, самосовершенствования и развития отношений с Богом. Поэтому Мудрецы Наимешаранья описывают его как месяц, который «ведёт себя как дерево желаний, чтобы исполнять желания преданного (того, кто предался лотосным стопам Господа)».

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.