Вернуться к Ванапрастха

Основные обязанности и занятия ванапрастхи

Главной практической обязанностью ванапрастхи является полностью сосредоточить свои усилия на том, чтобы научиться всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его. Если в предыдущем ашраме его могли отвлекать от этого семейные дела, то теперь это становится его единственной обязанностью.

Поскольку основной целью принятия ванапрастхи является подготовка к полному отречению: естественному (смерти) или социальному (санньясе) – основной характеристикой образа жизни этого уклада является аскетичность. Довольствуясь малым, он сможет избежать материальных обязанностей перед окружающими и полностью сосредоточиться на духовной жизни. Посвятив всего себя служению Кришне и проповеднической миссии Шрилы Прабхупады, ванапрастха будет желанным гостем в любом храме, ашраме или семье преданных-грихастх, которые с удовольствием позаботятся о его незначительных потребностях в пище, одежде и крове. Жизнь исключительно за счет милостыни поможет ему поддерживать чистоту помыслов и поступков. Если же преданный-ванапрастха получает какое-либо пособие или пенсию, то ему следует целиком отдавать ее Божествам или на проповедь. В противном случае это может стать якорем, удерживающим его в материальном мире.

Если ванапрастху принимает начинающий преданный, ему следует, по крайней мере, какое-то время пожить в храме или ашраме. Затем, даже если ему по каким-то причинам будет тяжело продолжать жить в ашраме, ему будет легче воссоздать подобную обстановку у себя дома. Руководителям же храмов или грихастхам, принимающим у себя преданных-ванапрастх, следует уважать их возраст и постараться создать для них условия, где они смогут жить немного отдельно от молодежи-брахмачариев.

Ванапрастха должен меньше есть и спать. Он не должен накапливать что-либо на будущее: вещи, пищу, деньги и т.д. Он должен принимать для себя лишь то, что нужно в данный момент. Ванапрастха может накапливать вещи для исключительного использования их в служении Кришне или вайшнавам, но поскольку нам очень легко привязаться, лучше как можно быстрее передавать их для этих целей вайшнавам-грихастхам.

Ванапрастха должен принимать омовение трижды в день и следовать высоким стандартам чистоты. Если позволяет здоровье, он должен спать на полу и омываться холодной водой. Он не должен терять времени зря, помня, что его осталось очень мало. Он не должен вести никаких разговоров на социальные или семейные темы. Если он поддерживает связь с семьей, то его разговоры с ними должны касаться лишь Кришна-катхи или обсуждения преданного служения.

Ванапрастха должен культивировать в себе правдивость, кротость, искренность, терпимость, умение прощать, самоконтроль, дружелюбие, снисходительность и ненасилие.

Ванапрастха должен больше времени посвятить изучению шастр. Он должен совершать санкиртана-ягью: заниматься проповедью, петь киртаны и бхаджаны. Для него очень важно хорошее общение – с духовно продвинутыми преданными и склонными (или практикующими) к отречению.

Падаятры, посещение мест паломничества, проживание в святой дхаме – все это подходящие занятия для ванапрастхи. (Вообще странствия способствуют развитию отречения)

Поклонение Божествам, духовное (не административно-хозяйственное) руководство, образование, проповедь, более специфические виды служения. Качество, с которым они работают – более важное соображение. Например, ванапрастхи, имеющие желание, могли быть идеальными духовными лидерами общины с практически отсутствующими финансовыми нуждами: никаких семейных обязанностей, опыт жизни грихастхи и, возможно, брахмачари. Они старше, мудрее, более зрелые, и на них будут, скорее всего, взирать с уважением. Их устойчивое и умиротворенное положение идеально для поклонения Божествам. Как проповедники они могут отправляться в места, куда санньяси не могут, и иметь дело с грихастхами и женщинами без такого риска упасть или подвергнуться критике. Как учителя: предметники и воспитатели они в хорошем положении, особенно, если у них были дети. Будучи старше и по определению отрешенными от половой жизни, они могут обходиться с детьми естественным родительским образом. Как гуру: и шикша-, и дикша- они находятся в идеальной ситуации при условии, что обладают необходимыми качествами. Традиционно гуру занимает что-то вроде этого ашрама.

По достижению состояния полного отречения ванапрастха должен принять санньясу.