Вернуться к Ашрамы

Брахмачари ашрам

Первая ступень, духовная стадия жизни в системе варнашрамы, которую обязан достичь на своем духовном пути каждый бра̄хман̣ и вообще всякий последователь ведической традиции, стремящийся к Богу и изучающий Веды. Мальчик становится учеником (брахмача̄рӣ) духовного учителя-бра̄хман̣а. Ученик год за годом проходит обучение у своего духовного наставника у него дома (гуру-кула).

Ученик, живущий в ашраме гуру и соблюдающий обет целомудрия носит одежду шафранового (розово-оранжевого) цвета, воспитывывает в себе верность учителю, а так же такие качества как правдивость в любых обстоятельствах, непривязанность к мирскому и суетному, практикует аскетизм, развивает терпение, обладает благочестием стремится контролировать свои чувства, изучает духовную литературу. Он обучается наукам и ремеслам в зависимости от его предрасположенности к какой-либо деятельности и качеств. Его посвящают в духовное знание. Обучающийся служит учителю, помогает по хозяйству, молится по утрам и вечерам. По окончании периода обучения (как правило, до 25 лет), ученик получает наставления и подарки от учителя и покидает его дом.
В период ученичества неженатый брахмачари живет в ашраме гуру, следуя образу жизни духовного учителя, который заботится об ученике, обучает его и воспитывает. В ответ ученик должен бескорыстно делать все, что гуру попросит. В результате такого бескорыстного служения чувства и ум брахмачари умиротворяются, и он легко постигает законы нравственности. Не имея собственности и живя как монах, послушный брахмачари учится пользоваться энергиями смирения, сострадания, уважения, терпения.

В современных школах ученики не получают полного осознания подобных правил, потому что обучение проходит не в атмосфере отречения, а в атмосфере зависти и конкуренции друзей и врагов, где побеждает сильнейший, а не дружба и сотрудничество.

Для хорошего воспитания ребенка его нужно поместить в равные условия с другими. Когда же он обучен смирению и состраданию, только тогда его можно обучать профессии, и, в конце концов, он будет способен занять любое положение в обществе.

Брахмачари ашрамАшрам брахмачари очень полезен и благоприятен для каждого мужчины, но в определенный момент он может стать препятствием на пути самоосознания. Когда пробуждаются материальные желания, а молодой человек не может их реализовать в служении Кришне, тогда эти желания скажут ему: «Служение Богу не для всех людей, а лишь для избранных. Остальные Кришне безразличны. Я не избранный, и поэтому у меня пропал энтузиазм оставаться в брахмачари-ашраме. Я хочу иметь свой дом и друзей, которые меня поймут».

Такое мышление порождает критику отречения и чистого бескорыстного служения. А это большое препятствие на духовном пути. Поэтому человек должен отречься от жизни
брахмачари и покинуть этот ашрам с чувством благодарности и огромным желанием продолжать служить своему духовному учителю. Для этого он и должен занять место в грихастха-ашраме, который накладывает на него большее бремя и ответственность.

В гуру-куле в соответствии с качествами и способностями ученика определяется его социальный статус (варн̣а), в соответствии с которым он занимает то или иное положение в обществе. Но ученик может и остаться с учителем навсегда, служа ему. Такого ученика называют наиш̣т̣мика-брахмача̄рӣ (наиш̣т̣мика – «законченный», «совершенный»). Также ученик может сразу же уйти в лес отшельником. Но, как правило, большинство учеников принимает гр̣хастха-а̄ш́рам этап построения семейной жизни.

Брахмачарья — ученик

Слово «ашрам» переводится с санскрита как «прибежище, обитель» и т.д. Четыре ашрама связаны с той ситуацией, в которой живет человек. Брахмачари живет у духовного учителя, грихастха — у себя дома, ванапрастха — в лесу, а санньяси — «гражданин мира». Но, в действительности, все эти места жительства не являются настоящими прибежищами. Истинное прибежище можно найти только …

Обет брахмачарьи

Первый ашрам, через который проходит человек в ведической культуре — это ашрам брахмачари. Слово брахмачарья происходит от санскритского брахме-чарати, что означает «тот, чья деятельность исключительно посвящена Верховному Господу». Брахмачарья включает в себя два аспекта. Во-первых, это сосредоточенность на активном развитии и росте в духовной жизни. Во-вторых, это обет избегать чрезмерной запутанности в материальной жизни (олицетворяемой …

О пользе целибата

Мы живем в странное время, когда наука стала рабой необузданных страстей людей. И под влиянием так называемой «научной» пропаганды представления у масс людей относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо, буквально перевернуты с ног на голову. Например, еще несколько десятков лет назад ни у кого не было сомнения, что курение — это вредная …

Ашрам брахмачари

Откуда берутся брахмачарии? Как нетрудно догадаться, их находят в капусте — или родители-преданные, или проповедники. Здесь мы говорим о тех людях, которые сделали самостоятельный осознанный выбор в пользу сознания Кришны и не обременены узами семейной жизни (включая взрослых детей, выросших в семьях преданных). У человека, привлекшегося философией, практикой и культурой сознания Кришны, появляется естественное желание …

Образ идеального брахмачари

Вот образ идеального брахмачари, основанный на описании из Шримад Бхагаватам, наставлениях Шрилы Прабхупады и других ачарьев. Идеальный брахмачари:  повторяет 16 кругов (как «Отче наш» ?!) На самом деле нужно сделать своей привычкой повторять маха-мантру постоянно — в течение всего дня. Но 16 кругов необходимо повторять очень сосредоточенно с утра — до начала практического преданного служения. …

Как оставаться брахмачари

Шрила Шридхара Свами, изначальный комментатор Шримад Бхагаватам, объясняет, что брахмачарья включает в себя восемь аспектов: 1) смаранам: не думать о противоположном поле. Вместо этого следует думать о Кришне и служении Ему, которое дал духовный учитель. Запоминать любимые стихи или отрывки из шастр; 2) киртанам: не говорить о сексе (каком угодно — дозволенном или недозволенном, а …

Особые случаи

В заключение кратко поговорим об особых случаях, связанных с ашрамом брахмачари. Во-первых, существует категория преданных, которые хотят избежать семейной жизни из-за связанных с ней проблем. Но, вместе с тем, у них нет сильного желания духовного развития, и поэтому брахмачари их назвать нельзя. Такие люди становятся «садху», просто чтобы поддерживать свое существование. Обе эти категории не …