Вернуться к Бхакти-йога

Ашрамы

Ашрам (санскр. आश्रम, āśrama IAST) — обитель мудрецов и отшельников в древней Индии, которая обычно располагалась в отдалённой местности — в горах или в лесу. В контексте современного индуизма, термин «ашрам» часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. Основной целью ашрама, как правило, выступает духовное развитие его членов, которые занимаются изучением священных текстов, йогой, медитацией и повторением мантр.

Ашрамом в индуизме также называют религиозную организацию, основанную духовным авторитетом для распространения определённых идей и образа жизни, а также для привлечения адептов. Религиозный лидер или мистик, возглавляющий ашрам, передаёт своим последователям духовное знание, которое он сам некогда получил от своего гуру и успешно применил на практике. Основными видами деятельности ашрама, как правило, является религиозно-просветительская, издательская и благотворительная деятельность.

Слово «ашрама» происходит от санскритского слова ашрая, которое означает «защита».

Традиционно, ашрамы всегда располагались в изолированных и отдалённых местах — в лесах или в горах, среди естественного природного окружения, способствовавшего духовным практикам и медитации. Обитатели ашрамов регулярно совершали духовные и физические упражнения, такие как различные формы йоги и медитации. Ашрамы часто выступали местом проведения ведийских жертвоприношений и яджн, а также совершения разного рода аскез. Многие ашрамы служили как школы для детей — гурукулы.

Ашрамы всегда выступали как важный элемент в индуистских истории и богословии. Большинство царей-индусов в Индии, вплоть до средневекового периода, имели «придворного гуру», который давал наставления царской семье в духовных вопросах, или в кризисные времена, и которого называли раджагуру, что в буквальном переводе означает «царский учитель». В древнеиндийских писаниях, а также в народных сказаниях, часто описывается как уставшие от мирских дел цари уходили в ашрамы своих гуру и получали там возможность уединиться и найти умиротворение.

Иногда, паломничество в ашрамы имело целью не обретение спокойствия, а получение наставлений в боевом искусстве. В индуистском эпосе «Рамаяне» описывается история, в которой принцы царства Айодхьи Рама и Лакшмана посетили ашрам риши Вишвамитры с целью защитить проводимые им яджны от осквернения демонами-ракшасами, посланными Раваной. После того, как они успешно справились с задачей, принцы получили от мудреца наставления в боевом искусстве, в частности в пользовании видами оружия, приводимыми в действие с помощью заклинаний. Подобное оружие на санскрите называется Дивьястра (от дивья — «заколдованный» + астра — «метательное оружие». Санскритское слово астра означает метательное оружие, а шастра используется по отношению к рукопашному оружию). В «Махабхарате» и «Бхагавата-пуране» описывается, как молодой Кришна уходит на какое-то время в ашрам мудреца Сандипани, от которого получает наставления не только в духовном знании, но и в различных искусствах и науках.

Иногда, слово «ашрам» используется как синоним матха, хотя матхи как правило имеют более иерархическую структуру и более строгие правила, чем ашрамы, и принадлежат к древним орденам индуистских садху (отшельников, находящиеся на пути самоосознания и этим отличающихся от святых риши, которые уже достигли совершенства).

Ашрам Возраст Описание
Брахмачарья
(жизнь ученика)
0-24 Жизнь под руководством гуру, посвящённая приобретению знаний, практике самоконтроля и полового воздержания, обучению действовать в согласии с принципами дхармы и практике медитации.
Грихастха
(семейная жизнь)
25-49 Создание семьи, рождение детей, выполнение обязанностей домохозяина и служение святым личностям
Ванапрастха
(уход от дел)
50-74 После выполнения семейного долга человек постепенно оставляет все свои мирские обязанности, подготавливаясь к конечной стадии — полному отречению от мира.
Санньяса
(жизнь в отречении)
75-100 Уход от мирских дел, полное посвящение духовному развитию, практика медитации, подготовка к смерти и достижению мокши (освобождения).

Брахмачари ашрам

Первая ступень, духовная стадия жизни в системе варнашрамы, которую обязан достичь на своем духовном пути каждый бра̄хман̣ и вообще всякий последователь ведической традиции, стремящийся к Богу и изучающий Веды. Мальчик становится учеником (брахмача̄рӣ) духовного учителя-бра̄хман̣а. Ученик год за годом проходит обучение у своего духовного наставника у него дома (гуру-кула). Ученик, живущий в ашраме гуру и …

Грихастха-ашрам

Грихастха ашрам — это семейная жизнь. В этот период человек, поддерживает семью и наслаждается мирской жизнью, не нарушая норм морали. Стадия семьянина считается центральной стадией, ибо дает возможность родить и воспитать детей, получая опыт бескорыстного служения членам своей семьи.

Ванапрастха

«Ванапрастха» буквально означает «жизнь в лесу», и из всех лесов самый лучший – это Вриндаван. Поэтому принять ванапрастху означает оставить мирские хлопоты и поселиться в месте, где все посвящено служению Господу Кришне и прославлению Его святого имени. Это может быть святая дхама, храм, небольшой ашрам или, наконец, отдельная комната или «угол» в своем доме, свободный …

Санньяса-ашрам

Как мы поняли, ванапрастха – это период подготовки к полному отречению, которое произойдет или еще при жизни или со смертью тела. У преданного, по милости Шрилы Прабхупады и Кришны, есть все шансы сдать последний экзамен досрочно, и последним этапом его жизни будет жизнь в отречении. Для большинства преданных это не будет сопровождаться какими-либо формальными ритуалами. …